ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Частный отечественный производитель автокомпонентов испытывает трудности
Частный отечественный производитель автокомпонентов испытывает трудности

Компания КОМ обращалась в правительство, которое направило ее в Министерство промышленности, там их «футболили» от одного должностного лица к другому, пока активность Министерства не потухла совсем, вынудив снова обратиться в правительство. Производитель не просит бюджетных денег на разработку и выпуск пробных образцов – все уже сделано и выпускается. Они хотят получить поддержку государства, может быть, стратегического или другого инвестора на дальнейшее развитие. Мы публикуем переписку компании, иллюстрирующую их перипетии и ответы директора компании на возникшие у нас вопросы. Уверены, Вам будет интересно – это практически приключенческий рассказ, по результатам которого мы обратились в министерства и ведомства, от которых зависит решение проблем компании «КОМ». О результатах этих запросов мы обязательно напишем в следующих номерах нашего журнала.


Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, открывая заседание Правительства Российской Федерации, 4 марта 2010 года отметил следующее: «Если продолжать об автопроме, необходимо серьезно заниматься повышением конкурентоспособности отечественного автопрома. Буквально за несколько лет нам удалось привлечь в страну практически все – я хочу это подчеркнуть – крупнейшие мировые автоконцерны (все у нас работают), убедить их открыть в России свои сборочные заводы. И сегодня они стали неотъемлемой частью российского автопрома, являются полноценными участниками отечественного производства автомобилей.

 

Но, конечно, только этого недостаточно, это только первый шаг. Наша конечная цель – сформировать в стране современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта. И потому следующим шагом должно стать создание новых предприятий по выпуску автокомпонентов. Здесь также можно в полной мере воспользоваться преимуществами международной кооперации… В рамках Стратегии развития автопрома значительное место необходимо уделить вопросам подготовки инженерных кадров, проведению собственных научно-исследовательских и конструкторских разработок. Конечно, здесь нельзя рассчитывать на быстрый результат. Но если будут созданы перспективные заделы, то в будущем можно будет говорить и о формировании авторитетных российских центров по разработке новой автомобильной техники, новых центров компетенции… Давайте начнем работу».

 

К сожалению, у нас в стране не так много частных производителей в сфере автомобилестроения, поэтому нашей редакции пришлось потрудиться, прежде чем мы нашли представителя этой отрасли, который может похвастаться разработками и тем более выпуском конкурентоспособных автокомпонентов, о которых говорит наш премьер. Как оказалось, то, что компания КОМ существует на рынке, в котором у нее практически нет российских конкурентов, и что декларируется активная готовность властей поддерживать производителей, к сожалению, совсем не гарантирует такую поддержку в реальности. Компания КОМ обращалась в правительство, которое направило ее в Министерство промышленности, там их «футболили» от одного должностного лица к другому, пока активность Министерства не потухла совсем, вынудив снова обратиться в правительство. Производитель не просит бюджетных денег на разработку и выпуск пробных образцов – все уже сделано и выпускается. Они хотят получить поддержку государства, может быть, стратегического или другого инвестора на дальнейшее развитие. Мы публикуем переписку компании, иллюстрирующую их перипетии и ответы директора компании на возникшие у нас вопросы. Уверены, Вам будет интересно – это практически приключенческий рассказ, по результатам которого мы обратились в министерства и ведомства, от которых зависит решение проблем компании «КОМ». О результатах этих запросов мы обязательно напишем в следующих номерах нашего журнала.

 

1. Уважаемый Василий Владимирович, что делается Вашей компанией по применению инноваций в сфере автомобилестроения?

 

Инновационный путь развития – это создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, требующих при их создании усилий многих высококвалифицированных специалистов, сложной инфраструктуры и как следствие – значительных финансовых средств, создания большого числа высококвалифицированных рабочих мест.

 

За прошедшие 7 лет нашими специалистами совместно с НАМИ, НГТУ им. Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород), ИНЭКА (г. Набережные Челны) созданы и изготовлены опытные образцы ряда технически сложных изделий. Это шасси среднетоннажного автомобиля, которое можно использовать как под автомобиль общего назначения, так и как носитель, различного рода, специальных надстроек, шасси низкопольного городского автобуса средней вместимости. В эти же годы созданы и изготовлены опытные образцы ряда узлов автомобильных трансмиссий грузовых автомобилей. Все это сделано нашими отечественными специалистами. Уверен в том, что рост технического интеллекта россиян является таким же национальным достоянием, как нефть, газ, электроэнергетика и многое другое из этого ряда.

 

За помощью в организации производства мы обращались к известным предпринимателям, руководителям отечественных автозаводов, в Правительство РФ. К сожалению, заводы, на которые мы обращались, искали партнеров за рубежом и, естественно, наши предложения их устроить не могли. Истинно, «нет пророков в родном отечестве».

 

2. Что мешает развитию Ваших инновационных проектов и что необходимо сделать для их полноценного функционирования?

 

Мешает, прежде всего, то, что в нашем отечестве усилиями многих уважаемых политиков, экспертов, да и просто предпринимателей, заинтересованных в импорте, сформировано общественное мнение о несостоятельности отечественных же специалистов автомобилестроителей. К сожалению, это мнение имеет место быть, но не в силу несостоятельности отечественных специалистов, а в силу конъюнктурной политики, проводимой владельцами российских автомобильных заводов, где больше политики, чем экономики.

 

В такой ситуации малым и средним предприятиям невозможно доказать свою состоятельность и найти финансирование своих проектов. Поэтому, чтобы вдохнуть жизнь в российских автомобилестроительных энтузиастов, которые еще есть, нужно работать над изменением общественного мнения об отечественном автомобилестроении. Для этого необходимо организовать доступные по стоимости конкурсы и тендеры, где мы могли бы показать свои разработки, предоставить гранты на НИОКР в требуемых размерах, предоставить налоговые льготы на инвестиции в развитие. Тендеры должны проводиться честно и максимально открыто, их участникам необходимо иметь возможность защитить свой проект. Маленький пример: мы участвовали в тендере МЧС на спасательный автомобиль для ликвидации чрезвычайных ситуаций в тоннелях. Выиграло предложение на импортном шасси, а российское предприятие опять осталось не у дел.

 

3. Ощущаете ли Вы поддержку со стороны государства?

 

Очень интересный вопрос. Мне думается, что те, кто работает в отечественном машиностроении, – это больше энтузиасты, чем предприниматели, зарабатывающие прибыль, и выживают они не благодаря, а, скорее, вопреки. Чего стоит подвести электроэнергию или газ, а рост тарифов? Мы не можем повысить цену на 5%, а тарифы могут повысить на 15–20%, а чего стоят взаимоотношения с контролирующими и проверяющими организациями, которые забирают много времени и нервов! Например: мы решили приватизировать земельный участок, на котором находится наше предприятие. Закон №36, дает нам такое право. Это позволило бы привлекать в больших объемах кредитные ресурсы, так как залоговая стоимость имущества на приватизированной земле значительно выше. На сегодняшний момент мы получили отказ от приватизации. Скорее всего, отстаивать свое право на приватизацию земли нам придется в суде. Пока не понятно, чем это для нас закончится. Таких примеров, к сожалению, много.

 

4. Понятно, что без поддержки государства, российская автомобильная промышленность умрет. Что необходимо сделать для того, чтобы этого не произошло?

 

Проблемы российского автомобилестроения в первую очередь связаны с его сложностью. В создании автомобиля участвует много отраслей – металлурги, химики, НИИ, станкостроители, транспортники и многие другие. Доказано, что одно рабочее место на автозаводе дает 10 рабочих мест у смежников. Автомобилестроение во многих странах называют локомотивом экономики. Примеры – Китай, Индия, Бразилия. Создать условия для гармоничного развития стольких отраслей дело нелегкое. Поэтому в новые времена приоритеты в развитии получили те отрасли, гармоничное развитие которых можно было организовать без больших усилий, а это, как известно, сырьевые отрасли. Отсюда и перекосы в нашем развитии – все сложное оставили на потом.

 

5. Почему Вы считаете, что изготовляемая Вашим предприятием продукция будет конкурентоспособной, и нужна ли она российскому автопрому?

 

В сентябре этого года нашему головному предприятию – ООО «КОМ», исполняется 20 лет. Возраст, как видите, не детский. За прошедшие годы у нас была возможность изучить отечественное автомобилестроение достаточно глубоко. Мы знаем как достоинства, так и недостатки всех российских автозаводов и заводов производителей автокомпонентов, так как со многими у нас есть договорные отношения – мы поставляем им малыми партиями различные трансмиссионные узлы, используем их компоненты. Это знание дает нам основания быть уверенными, что предлагаемая нами продукция будет востребована отечественными автозаводами. Ведь то, что мы предлагаем, позволит им максимально приспособить шасси их автомобилей под различные функциональные нужды, а мы ориентируемся именно на рынок специальных машин. Зарубежные поставщики этого предложить не могут.

 

30 апреля 2010 13:24

← К списку статей