ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Результат – воплощение мечты
Результат – воплощение мечты

Основанное этой незаурядной личностью в Набережных Челнах промышленное предприятие, ставшее со временем признанным лидером на российском рынке производителей коробок отбора мощности, отметило недавно свое 20-летие.


 

Василием Маньковским и его единомышленниками пройден не просто тернистый, но усыпанный увесистыми каменюками путь к нынешним успехам. Однако, прежде чем о них пойдет речь, автору этих строк показалось необходимым сделать одно отнюдь не лирическое отступление.

 

Напрашивается предисловие

 

Все мы, когда-то в одночасье перешагнувшие из социализма в капитализм, повели себя по-разному. Одни, самые шустрые, не мудрствуя лукаво, взяли ради личного благополучия на вооружение нехитрое правило «Купи за границей — продай дома». «Резуль­тат» — заметьте, в кавычках, не заставил себя долго ждать. Умерли десятки, если не сотни, нельзя сказать, что совсем уж безнадежных и технологически отсталых производств. Да что там! — до сих пор кликуши упорно хоронят отечественный автопром. «Ну, не можем мы сами, — талдычат они, — делать что-то приличное...»

 

К счастью, генетически не приемлют эту прислужническую философию такие люди, как Василий Владимирович Маньковский. Иначе зачем ему нужна была головная боль, на которую он обрек себя, создавая в 1990 году предприятие по выпуску коробок отбора мощности (далее КОМ — Прим. ред.). Если уж браться за дело, то не только для того, чтобы прокормить себя и свою семью, создать для других рабочие места. А еще и для того, чтобы показать и доказать вольно или невольно неверующим: могут они, мастеровые земли российской, «делать что-то приличное»!

 

Показательный факт: его, Василия Маньковского, уверенностью в том, что даже самые дерзкие мечты, которые он вынашивал, осуществимы, постепенно проникся и все возраставший по численности персонал теперь уже не малого предприятия, а Группы компаний «КОМ».

 

Желаемое во многом стало действительностью. Сейчас предпочтение продукции этого предприятия отдают КАМАЗ и УралАЗ, белорусский МАЗ и украинский КРАЗ, а также ведущие в России и странах СНГ заводы спецтехники. Присматриваются к изделиям челнинской фирмы и в дальнем зарубежье. Так что сидящим на импортной игле горе­коммерсантам пора лечиться от этой наркотической зависимости.

 

Серии мелкие — проблемы крупные

 

Сегодня здесь в работе ежемесячно только коробок отбора мощности бывает около 90 различных наименований, в том числе несколько совершенно новых. Плюс к тому целое семейство, состоящее из ходоуменьшителей, редукторов, мультипликаторов, раздаточных коробок. И все это попринципу «кот наплакал» идет минисериями по 5-6 единиц.

 

За счет чего же удается «переваривать» столь разнокалиберный поток моделей и модификаций? По словам менеджеров, это стало возможным после того, как на предприятии по-настоящему замкнулся производственный цикл. Он начинается с разработки конструкций изделий, проектирования и изготовления приспособлений и оснастки (в том числе модельной), получения отливок и поковок. Выручают при таком раскладе номенклатуры и обрабатывающие центры с ЧПУ.

 

И все же, чего скрывать, очень большая нагрузка при этом ложится прежде всего на плечи, а точнее говоря, на светлые головы конструкторов и технологов.

 

— В свои технические заказы наши партнеры на заводах спецтехники то и дело вносят изменения, — поясняет директор ООО «КОМ-Проект» Александр Фадеев. — Оно и понятно: у них появляются новые типы оборудования, узлы, компоновочные решения, расширяются функциональные возможности надстроек. Кроме всего этого, никто не снимал с повестки дня, вопрос, связанный с эффективным использованием спецтехники в эксплуатации. Вот почему у нас получили свое логическое развитие освоенные ранее и хорошо зарекомендовавшие себя конструкции КОМ. В них при модернизации были применены фрикционные муфты, которые, что весьма немаловажно, позволяют осуществлять плавное включение этих коробок без выжима сцепления, а также осуществлять отбор мощности на движущемся автомобиле. Иными словами, теперь стало возможно нагружать спецтехнику работой не только без переключения передач и на стоянке, как раньше, но и вовремя движения с переключением передач.

 

Прорубить окно в Европу?
Почему бы и нет!

 

К сказанному директором ООО «КОМ-Проект» уместно добавить следующее. Как известно, сейчас с каждым днем все больше и больше грузовиков «КамАЗ» оснащаются коробками передач «Цанрад Фабрик» (ZF). Естественно, что в Группе компаний «КОМ» реакция на это была адекватной: еще в начале 2009 года здесь решили взяться за разработку типоразмерного ряда коробок отбора мощности для КП ZF. И вот результат: создан ряд моделей КОМ, в которых обеспечено выполнение всех требований всемирно известной немецкой фирмы.

 

Любопытно, а как ко всему этому там отнеслись? Последовал ответ: «Сдержанно, но с интересом». Во всяком случае от участия в переговорах цанрадовцы не отказываются, диалог между сторонами (взаимно, как мне кажется, заинтересованными) уже имеет место. И совсем не исключено, что вопрос решится в пользу Группы компаний «КОМ».

 

Гордостью коллектива Группы компаний «КОМ» является собственное производство литейной оснастки и пресс-форм. Оно компьютеризировано и оснащено самым современным оборудованием.

 

Необходимость в развитии именно этого направления деятельности возникла в связи с растущим объемом заказов на новые коробки отбора мощности, редукторы и трансмиссии, для выпуска которых требовались детали, получаемые литьем.

 

Высокое качество моделей и оптимальные сроки выполнения работ по достоинству оценены заказчиками. А ведь среди них не только структурные подразделения Группы, но и солидные сторонние организации — такие как, например, «Российские железные дороги», авиационные заводы, производители автокомпонентов.

 

Почву для оптимизма в этом плане взрыхлил выступивший на технической конференции Ибадулла Сатыбалов — генеральный представитель корпорации «Чешская гидравлика» в России. Он заявил о том, что в Праге Группу компаний «КОМ» рассматривают сегодня как стратегического партнера.

 

— Мы адаптируем свои изделия под ваши коробки отбора мощности, — уточнил дилер. — И заметьте, без какой-либо потери в надежности эти узлы могут быть на рынке дешевле на 35-40 процентов, чем у конкурентов. Тот потенциал, каким вы располагаете, дает основания рассчитывать на успешное продвижение нашего с вами совместного продукта в Западной Европе, а также, разумеется, в России, странах СНГ и Балтии. Будем поддерживать друг друга!

 

Все это, конечно, не с кондачка

 

А ведь действительно, типоразмерный ряд, предлагаемый предприятием КОМ, по оценкам экспертов, достаточно привлекателен. В их конструкции разработчики заложили опережающие время технические решения, что свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности этой продукции, В частности, впечатляют массово-габаритные показатели изделий. Сравнительный анализ показывает: полученные результаты соответствуют уровню мировых аналогов.

 

«Не многовато ли будет юбилейного елея? — недовольно скажет иной продвинутый читатель. — Ведь для того, чтобы работать на гребне волны, нужен соответствующий научно­технический потенциал. Возможности же Маньковского и компании в этом плане, как мне представляется, ограничены»...

 

— А мы эти возможности взяли и расширили, — оппонирует Василий Владимирович. — Вот уже несколько лет предприятие тесно сотрудничает с такими авторитетными учреждениями, как Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — более известный по аббревиатуре как НАМИ — и Нижегородский государственный технический университет. Одни нам существенно помогли своими разработками коробок передач, с другими нам удалось довести до ума коробки отбора мощности с применением в их конструкции фрикционных муфт плавного включения.

 

На приуроченной к юбилею технической конференции присутствовали — тоже характерная деталь — представители заводов, для которых ГК «КОМ» является поставщиком. В основном это были заместители директоров по развитию, конструкторы и технологи. Их ряды пополнил здесь и доцент кафедры «Автомобили и тракторы» Нижегородского государственного технического университета Александр Блохин.

 

— Наше сотрудничество можно считать плодотворным, — отвечая на вопрос корреспондента, подчеркнул он. — И во многом благодаря тому счастливому обстоятельству, когда предприятие возглавляет технарь по духу и содержанию. Мы понимаем друг друга с полуслова. К тому же немаловажно и то, что принимаемые нами совместно решения выполняются без проволочек.

 

Еще свежи воспоминанья…

 

На долю родившихся в реформируемой России два десятилетия назад субъектов малого и среднего бизнеса уже по определению выпали все без исключения тяготы, которые идеологами перестройки считались вообще неизбежными. Но вот что на себя обращает внимание: команде Маньковского пришлось по сравнению с другими коллегами по предпринимательству держать на один мощный, практически нокаутирующий удар больше. Когда в огне, охватившем завод двигателей КАМАЗа, где размещалось производство КОМ, сгорело все и готовая продукция, и инструмент с оснасткой, и комплектующие изделия.

 

Серьезным испытанием, особенно для машиностроительной отрасли, стал, как известно, и разразившийся у нас во второй половине 2008 года финансово-экономический кризис. Об этом, естественно, говорилось на той же технической конференции.

 

— В течение более полутора лет, начиная с 2006 года, у нас наблюдался резкий рост объемов производства, который выразился в удвоении выпуска изделий, — отметил директор ООО «Торговый дом «КОМ» Николай Круглов. — Но осенью 2008 года мы ощутили обвальное уменьшение заказов. Так, в ноябре нам удалось привлечь денежные средства в размере только 37 процентов по сравнению со среднемесячным в первом полугодии. При этом наибольшие потери продаж у нас произошли вследствие падения объемов производства на крупных заводах спецтехники, которые специализируются на выпуске дорожно-строительных машин. Это Туймазинский завод автобетоносамосвалов, Челябинский механический завод, а также «Донецкий экскаватор» и другие. Там объем закупок нашей продукции упал в шесть-восемь раз и сегодня практически еще не восстановился. Положение усугубилось еще и тем, что по логике смутного времени на российский рынок автокомпонентов вышли так называемые «серые» производители аналогичной продукции, поставщики из Китая и Турции.

 

Не бывает безвыходных положений

 

Что же всей этой напасти противопоставили менеджеры Группы компаний «КОМ»? Во-первых, было решено с предельной активностью работать на вторичном рынке автокомпонентов и с организациями, эксплуатирующими спецтехнику. И там, и тут для потенциальных потребителей команда Маньковского придумала привлекательную фишку — гарантию сохранить в течение кризиса на свою продукцию цены... 2007 года. Хотя — прошу зафиксировать протокольно — инфляция за последовавшие затем полтора года составила более 18 процентов!!! А вот конкурирующие с ГК «КОМ» фирмы продемонстрировали диаметрально противоположный подход — они либо приостановили производство, либо элементарно вздули на свои изделия цены, что, разумеется, самым отрицательным образом сказалось на потребительском спросе. Да, верно умными людьми подмечено: самое простое решение далеко не всегда бывает правильным.

 

В итоге Маньковский и компания оказались явно дальновиднее своих конкурентов. И по сравнению с ними предприятие понесло гораздо меньшие потери. Более того, его клиентская база против докризисной расширилась на 18 процентов. И это не только, кстати, в силу умеренной для контрагентов стоимости «товара», но и благодаря его высокому техническому уровню, надежности в эксплуатации. К чести руководства Группы компаний «КОМ» будет сказано, оно «въехало» в кризис с аттестованной в 2007 году системой менеджмента качества на соответствие международному стандарту серии ИСО-9000.

 

— Мы уже много лет тесно сотрудничаем с Василием Владимировичем и его дружной, работоспособной командой, — заявил корреспонденту приехавший поздравить юбиляров из столицы России генеральный директор ООО «МОСКОМ» Андрей Денисов. — Здесь оперативно подстраиваются под требования потребителей. Чтобы оценить степень отзывчивости конструкторов на запросы эксплуатантов шасси со спецнадстройками, достаточно зайти на сайт www.korobki.ru — там в номенклатуре более 150 наименований продукции. Если же принять во внимание ее высокое качество и завидную надежность, то становится очевидно: Группа компаний «КОМ» — это безоговорочный лидер на российском рынке автокомпонентов.

 

И появилась серия «Русак»

 

Одно помогает другому. Благодаря тому, что в портфеле ГК "КОМ" даже в самое тяжелое время не переводились заказы, здесь ни на шаг не отступили от своего «железного» правила — использовать возможности для расширения продуктовой линейки. Поэтому именно тогда, в 2008-м, здесь изготовили первый опытный образец ведущего моста для грузовых автомобилей и автобусов (модель 08124). Чуть позже были произведены и успешно испытаны опытные образцы раздаточной коробки МП1100.

 

Но и это еще не все. Незадолго до того, как по миру стал бродить призрак пресловутого кризиса, в Группе компаний «КОМ» всерьез озаботились диверсификацией производства. И, пожалуй, впервые в истории предприятия отошли от «родного» автомобильного профиля, «ударившись» в тематику ЖКХ. С чего бы это вдруг? В то время (как, впрочем, и сейчас) остро ощущался дефицит отечественных лифтовых лебедок, а необходимость в их замене была очень велика. Лифтостроители закупали данные узлы либо в ближнем, либо в дальнем зарубежье. Вот Маньковский со товарищами и вознамерились восполнить этот пробел. Поставили перед собой цель — и достигли ее: в 2009 году конструкторско-технологическая документация на эти самые лебедки была передана в производство для изготовления опытных образцов и последующих их испытаний.

 

Рассказ о предприятии-юбиляре был бы явно неполным, если бы выпали из поля нашего зрения здешние куда более внушительные и престижные наработки. Их появление — красноречивое свидетельство того, что на предприятии стремятся развивать традиции отечественной автомобильной школы. Достижением номер один тут считаются, и не без оснований — разработка и изготовление опытного образца шасси среднетоннажного развозного грузовика «Русак», который в прошлом году занял первое место во Всероссийском конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль» в номинации «Перспектива года».

 

Дальше - больше. Развивая тему, конструкторы Группы компаний «КОМ» разработали широкий модельный ряд специальных шасси «Русак» для городских, пригородных и туристических автобусов. По ряду ключевых показателей эти шасси выгодно отличаются от производимых в России аналогов.

 

Однако же нет, как говорится, пророка в своем Отечестве. Воплощенные в металле плоды интеллектуальной работы пока остаются в единичных экземплярах. Увы, не спешат российские толстосумы вкладываться в родное автомобилестроение. А жаль...

 

Впрочем, не будем о грустном. Во время экскурсии по основной производственной базе Группы компаний «КОМ» мы имели возможность воочию убедиться: люди и станки в цехах «пашут» с полной нагрузкой. На площадке перед основным корпусом «на приколе» в ожидании своей очереди для установки коробок отбора мощности стоят десятки шасси «КамАЗ». Кто-то из местных менеджеров произнес: «Раньше-то в кризисную пору двор у нас часто пустовал».

 

Спрос на продукцию с маркой «КОМ» растет с каждым днем. «Сегодня у нас есть полная уверенность, — было заявлено на технической конференции, — что в следующем 2011 году мы выйдем на объемы докризисного 2007 года, либо их даже превзойдем». Скажем, как в старину: быть посему!

 

 

Автор: Валерий Кольцов

 

28 октября 2010 14:17

← К списку статей