ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Предприятие, где воплощаются мечты
Предприятие, где воплощаются мечты

Начав с производства коробок отбора мощности, основатель ООО «КОМ» Василий Маньковский близок к тому, чтобы предложить рынку спроектированный и собранный своими силами развозной среднетоннажный грузовик.


Завод КОМ начал свою работу в 1990 году. Основное производство: коробки отбора мощности (редукторы для привода спецтехники) и другие автомобильные зубчатые передачи. Перспективная продукция: коробки передач и ведущие мосты для грузовых автомобилей и автобусов, а также грузовые, автобусные спецшасси.

 

Завод является специализированным предприятием по разработке и производству коробок отбора мощности для автомобилей «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «МАЗ», «УРАЛ», «КРАЗ», «РУСАК», а также изготавливает опытные образцы к.о.м. для установки на шасси любых автомобилей, в т.ч. и импортного производства.

 

Наряду со своей основной деятельностью, компания начинает развивать три новых направления: развозные грузовые автомобили «РУСАК», автобусные спецшасси, а также коробки переключения передач для грузовых автомобилей и автобусов. Одна из важнейших стратегических задач в работе над данными проектами – поиск долговременных стратегических партнёров, которые бы не только имели долю в совместном бизнесе, но и могли внести свои знания и опыт в создание и организацию производства качественного отечественного продукта.

 

Для получения более конкретной информации обращайтесь по телефонам: (8552) 717 441, 399 980.

post@komgroup.ru                                                                                                 www.komgroup.ru

 

«…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Это афористичное выражение Максима Горького как нельзя лучше подходит для развёртывания рассказа о машиностроительном производстве полного цикла, известном теперь не только на всю Россию, но и за её пределами – о заводе «КОМ». (Для непосвящённых: аббревиатура расшифровывается так – «коробка отбора мощности»).

 

Идея: максимально повысить эффективность производства

 

С первых лет своего существования предприятие прогрессировало. Расширялось производство, создавались рабочие места, усложнялась продукция, диверсифицировалась номенклатура изделий. Однако уже на этапе становления менеджеры почувствовали необходимость в оптимизации затрат на всех основных направлениях деятельности и в наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов, как технических, так и интеллектуальных. В 2003 году предприятие структурно разделилось на несколько самостоятельных компаний, каждая из которых взяла на себя определённую функцию. Таким образом, возникла Группа компаний «КОМ» – объединение полноправных партнёров. Чёткое распределение обязанностей и зон ответственности, нацеленность на поиск заказов за пределами предприятия, мониторинг за уровнем соотношения «расходы и доходы» в каждом из этих образований повысили эффективность работы предприятий в целом.

 

Когда-то корпорация «Тойота» ввела в общественное обращение понятие «канбан». Оно означает, в широком смысле слова, заказ услуги одним подразделением предприятия у другого. Последнее время здешний вариант японского канбана шлифуется и оттачивается под руководством Романа Васильевича Маньковского, директора ООО «КОМ-Проект». Это предприятие является «мозговым центром», в котором рождаются и оттачиваются все самые смелые идеи. Здесь разрабатываются и новые методики управления. В частности, одним из направлений деятельности «Проекта» является осуществление кризисного управления на сторонних предприятиях. В данный момент в этом векторе ведутся переговоры с руководством завода, основным видом деятельности которого является литейное производство.

 

Модель – дело тонкое

 

Рассказывая о процессе изготовления продукции на заводе КОМ, целесообразно начать с модельного производства.

 

Оно появилось не сразу. Сначала это был участок, звено в цепи общего производства. Но по мере расширения бизнеса участок постепенно трансформировался в модельное производство, которое ныне осуществляет деятельность уже в статусе самостоятельного предприятия. Руководит ООО «КОМ-Модель» Олег Сергеевич Бажанов.

 

– Мы призваны, прежде всего, обеспечивать соответствующей оснасткой потребности завода КОМ, – поясняет он. – Однако с целью повышения рентабельности собственного производства и наращивания производственных мощностей мы оказываем услуги и другим машиностроительным предприятиям. Среди наших заказчиков – КАМАЗ, МАЗ, УралАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, заводы оборонного комплекса.

 

Кроме того, параллельно с основной работой мы взялись за дополнительную – изготовление мебели. Дело это поставлено у нас хорошо и начинается с дизайна. И, между прочим, выпуском мебели не ограничивается. Например, сделали для церкви в селе Бетьки декоративные ограждения, киоты, престолы…

 

К сказанному Бажановым следует добавить ещё несколько существенных деталей. ООО «КОМ-Модель» в данный момент уже вышло на приличный уровень доходов. Тем самым созданы условия для того, чтобы не только достойно вознаграждать людей за их высокопрофессиональный труд, но и закупать новое оборудование. Приобретены и задействованы, как говорится, по полной программе два станка с ЧПУ, позволяющие обрабатывать не только дерево и пластик, но и металл. Обслуживают эту умную технику специалисты-универсалы Николай Александрович Артемьев и обученный им передовым технологиям уже упоминавшийся Анатолий Юрьевич Султанов. Станки эти работают в системе трёх координат, в ближайших планах же – приобретение «пятикоординатных», более мощных по габаритам и по производительности.

 

С использованием вышеназванных наработок на предприятии введено в действие Положение о материальной ответственности за сохранность имущества и ТМЦ. Что ж, все цивилизованные фирмы строят бережливое производство именно таким образом. Стороны (то есть работодатель и работник) подписывают соответствующий договор, в котором обозначаются взаимные обязательства друг перед другом.

 

Есть плацдарм для развития

 

Организовав модельное производство, комовцы стали гораздо более оперативно и качественно реагировать на запросы потребителей, существенно сократили сроки исполнения заказов.

 

Аппетит приходит во время еды. Маньковский и его единомышленники принимают решение оснастить производство металлорежущим оборудованием. Естественно, исходя из имеющихся возможностей. Несмотря на отсутствие какой-либо финансовой поддержки со стороны, предприятие медленно, но верно обзаводится своим оборудованием. И постепенно за счёт реинвестирования в металлообработку на территории завода на Элеваторной горе удалось сосредоточить преобладающую часть производственного цикла. Его обеспечивают в основном отечественные станки «бывшие в употреблении», но поддававшиеся восстановлению. Исключение составили три импортных обрабатывающих центра, выкупленных у энергетиков Белоярской атомной станции. Сейчас запускаются изготовленные в Стерлитамаке два новых обрабатывающих центра. Ещё несколько станков должны поступить этой осенью из Германии.

 

– Тем самым будет планомерно сниматься острота вопроса по крупным корпусным деталям, – заверяет Олег Борисович Зуев, заместитель директора по производству. – Нарастим мощности, и проблему скоро решим. Я уверен, что всё у нас получится.

 

Полный цикл – это реальность

 

Надо сказать, уверенность менеджера имеет под собой веские основания.

 

Одно из них – эпопея с организацией собственного литейного производства. Жизнь, что называется, заставила пойти на этот шаг. Почему – ведь имелись же возможности получать отливки по кооперации? Да, но… Затем следовали пояснения специалистов. Как оказалось, у большинства партнёров ограниченные возможности для выполнения сторонних заказов. В силу данной же причины контрагенты не всегда соблюдают условия договора по срокам поставок отливок, что, конечно, осложняет отношения предприятия с потребителями продукции. Не менее, если не более сильный аргумент «за» реализацию проекта – экономический. С карандашом в руках подсчитано: затраты на выпуск собственного литья на 10-12 процентов меньше, чем на покупное. Прибавим сюда такой фактор, как управляемость процессом (по времени и качеству), и тогда «почемучки» покажутся неуместными.

 

Словом, литейку здесь создали, появилось самостоятельное предприятие ООО «КОМ-Металлургия». И дело, знаете ли, заладилось. Сейчас объём производства собственной «чугунины» – это почти треть от требуемого. Причём она ещё и хорошего качества!

 

А на заводских площадях ООО «КОМ» в г. Богородск Нижегородской области организовали кузнечное производство. Потенциал Маньковского и Ко растёт буквально на глазах.

 

Наш рассказ о производстве будет, наверное, неполным, если совсем обойдёнными вниманием окажутся два подразделения – участок по сборке коробок отбора мощности с испытательными стендами и участок по установке КОМов на автомобили. Вплоть до весны 2007 года им хватало места в периметре предприятия на Элеваторной горе. Однако (отрадный, в общем-то, факт) уровень востребованности к.о.м. достиг сегодня такой отметки, что стало неизбежным расширение под всё это производственных площадей. Было принято решение о покупке нового участка на Элеваторной горе. Как видим, из маленького предприятия в начале 90-х ООО «КОМ» сегодня вырос в машиностроительное производство полного цикла.

 

Перспектива у тех, кто движется вперёд

 

В структуре группы компаний есть и Торговый дом «КОМ», возглавляемый Николаем Кругловым. О конъюнктуре в том сегменте рынка, где со своей продукцией оперирует предприятие, он готов говорить часами.

 

– Сегодня ситуация в продажах претерпела коренные изменения, – констатирует Николай Геннадьевич. – Если раньше покупатели брали что подешевле, то сейчас на первом плане у них вопрос качества изделий. Конкуренты предлагают рынку такую же продукцию по цене в два и даже в три раза ниже, чем наша, не давая при этом никаких гарантий. А ведь стоимость спецавтотехники в целом, ясное дело, несоизмерима со стоимостью коробки отбора мощности. Сэкономив при её покупке, скажем, пять тысяч рублей, вы обрекаете себя на гораздо более значительные потери в случае поломки КОМа и простоя автокрана или другого агрегата.

 

Далее речь зашла об ожидаемом всеми нами вступлении России в ВТО. Впрочем, иностранные компании уже начали выводить на наш рынок свои спецнадстройки и устанавливают их на шасси российских автомобилей. Есть и обратная тенденция, когда отечественная спецтехника монтируется на импортных грузовиках.

 

– В конструкторском отделе уже созданы к.о.м. для китайских «Фотонов» и японских «Исудзу», и мы подготавливаем почву для их продажи, – поясняет директор Торгового дома. – Таким образом, нарабатывается опыт на перспективу. Отношение к предстоящему присоединению страны к ВТО у нас спокойное, деловое. Его боится тот, кто не хочет работать, кто топчется на месте. ВТО не страшит тех, у кого динамичное и творческое мышление, кто движется вперёд.

 

Решая проблемы заказчиков

 

Чем же можно объяснить столь повышенное внимание к продукции завода «КОМ»? Тем, что в отличие от монополистов, выпускающих компоненты аналогичного назначения крупными сериями, челнинцы оперируют совершенно в ином сегменте рынка. Они взяли за правило ориентироваться на запросы клиентов. Для решения данной сложной задачи было принято решение о создании ООО «КОМ-Проект», в недрах которого получают свою жизнь новые разработки.

 

Коробка отбора мощности – объект производства специфический. По словам конструкторов, каждый заказ для них – это экспериментальная работа. Предприятие удовлетворяет потребность в технически сложных, дорогостоящих изделиях, изготавливаемых штучно или небольшими партиями.

 

– В прошлом году, например, к нам обратились создатели автомобиля на шинах низкого давления, – развивает тему главный конструктор КОМов Юрий Иванович Тумреев. – Речь идёт об огромных колёсах, которые легко проминаются, имеют большую площадь соприкосновения с дорогой и благодаря этому – высокую проходимость в условиях мягкого грунта. Оснащённая такими колёсами техника нужна, скажем, в тундре, где вечная мерзлота. Тонкий слой почвы, оттаивающий по весне и покрытый ягелем, очень сильно разрушается обычными тракторами. Экологи запрещают применение там подобной техники. Проблема, которую нам предложили решить, заключалась в том, что ни одна штатная комплектация не обеспечивала необходимых тяговых и мощностных характеристик. Мы разработали для машины специальные редукторы – по одному на каждое колесо.

 

Поддерживаемая потребителями ориентация предприятия на эксклюзивность изделий дала потрясающие результаты. Сейчас здесь есть разработки по 25 базовым моделям КОМов и по их более чем 130 модификациям ко всем эксплуатируемым в России и за рубежом отечественным грузовикам. Помимо КОМов, здесь конструируют ходоуменьшители, редукторы, мультипликаторы.

 

Всё лучшее – на экспорт и в армию

 

К чести работников фирмы будет сказано, им удаётся удерживать баланс между количеством и качеством изделий. О том, что они одни из самых надёжных в России, свидетельствуют неопровержимые факты. Так, например, Арзамасский завод коммунального машиностроения покупает у завода КОМ коробки отбора мощности для оснащения спецнадстроек, которые идут на экспорт. Точно такие же агрегаты – на экспортные самосвалы и на спецтехнику, заказываемую Минобороны РФ. Об этом говорит прилюдное, во время автомобильной выставки в Челнах, высказывание генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Анатольевича Когогина: «Если бы у нас не было такого партнёра, как ООО «КОМ», то примерно 60 процентов спецтехники мы не смогли бы подготовить для реализации».

 

В общем, получается так: если не хочешь перед покупателями спецавтотехники ударить в грязь лицом, заказывай коробку отбора мощности на Элеваторной горе! Нет сомнений в том, что бренд фирмы «КОМ» станет ещё авторитетнее после запланированной в сентябре 2007 года аттестации менеджмента качества на соответствие международным стандартам серии ISO-9001: 2000.

 

Эта эпохальная весна-2007 

 

Берём в руки апрельский номер ежемесячной корпоративной газеты «КОМ-Партия» (есть здесь и такое малотиражное издание!). На первой странице – поздравление с весенними праздниками, которое Председатель Совета директоров Василий Владимирович Маньковский адресовал всем работникам предприятия. В приветствии (цитируем) есть такие слова: «Весна 2007 года нам обязательно запомнится как время крайнего напряжения сил всего коллектива. Мы готовились к первому выходу в свет – были заняты изготовлением выставочных образцов грузовика «Русак», низкопольного автобусного шасси и коробок перемены передач, плюс, естественно большой гаммы нашей традиционной продукции – коробок отбора мощности».

 

Первым в ряду предлагаемых рынку новых изделий назван среднетоннажный РУСАК 10-140-4400 (полная масса – округленная мощность двигателя – колесная база). Сконструированный под руководством Юрия Анатольевича Гречаного и собранный на 100 процентов из отечественных узлов и агрегатов автомобиль с оригинальной по дизайну и комфортной в эксплуатации кабиной приятно удивил специалистов – посетителей выставок «КомТранс-2007» в Москве и «Автофорум-2007» в Нижнем Новгороде.

 

Боже, свершилось то, во что мало кто, за исключением старшего Маньковского и его единомышленников, не мог вообще поверить. Вот уже поистине – безумству храбрых поём мы песню! Решиться на реализацию столь амбициозного проекта без всякой финансовой поддержки извне – да ещё в тот момент, когда только ленивый у нас не хоронит российский автопром, – это дорогого стоит.

 

Один из двух изготовленных опытных образцов развозных автомобилей «Русак» завершает сейчас сертификационные испытания. А другой делает себе рекламу на выставках, выполняя при этом исправно роль перевозчика демонстрационного реквизита. Кстати, развозные «Русаки» оптимальны для транспортной работы со средними партиями грузов в городах и на междугородных «плечах». Эти машины могут использоваться и как шасси для установки различных специальных надстроек, применяемых в строительстве и коммунальном хозяйстве.

 

Чтобы не напрягать читателей техническими характеристиками «Русака» (с ними можно ознакомиться на сайте autorusak.ru), назовём лишь некоторые. Это – низкая погрузочная высота и удобный вход в кабину. Последняя, кстати, предусмотрена и двух-, и трёхместной (либо просто комплектная, либо длинная – с одним или двумя спальными местами).

 

Преимущества грузовика (в том числе кабины) по достоинству оценены автоперевозчиками. Но особенно он приглянулся руководству фельдегерской службы при Президенте России. У новорожденной машины появились и заказчики.

 

В поле зрения нижегородцев      

 

Пристальное внимание на выставке «Автофорум-2007» привлекло также и продемонстрированное ООО «КОМ» специальное автобусное шасси «Русак». Пассажировместимость устанавливаемого на него салона (в зависимости от модификации) – от 52 до 90 человек.

 

«Плюсы», заложенные в это изделие? Пожалуйста. Низкий уровень пола в городском и пригородном автобусах. Маневренность, способность работать на узких, извилистых и перегруженных транспортом дорогах. Комфортная пневматическая подвеска, опускающаяся на остановках. Понятно, что первым делом новинкой от Маньковского заинтересовались представители Павловского автобусного завода…

 

Всё это стало поводом для обстоятельного разговора со специалистами Горьковского автозавода. Те предлагали челнинцам сотрудничество. ГАЗ в данный момент осваивает производство целой гаммы полноприводных автомобилей и пока не нашёл ни в стране, ни за рубежом поставщиков подходящих по цене и качеству агрегатов для трансмиссии.

 

Здесь же впервые за всю историю предприятия демонстрировались спроектированные совместно с ФГУП «НАМИ» коробки перемены передач.

 

Проект, заслуживающий внимания

 

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (сейчас ФГУП «НАМИ») в особом представлении не нуждается. Им за многие десятилетия накоплен огромный опыт разработки агрегатов. И, в частности, там было создано девять моделей коробок перемены передач, способных конкурировать с передовыми зарубежными аналогами.

 

Затем к делу параллельно с москвичами подключился конструкторский отдел ООО «КОМ-Проект». Совместная работа дала жизнь дополнительно ещё 11 новым моделям коробок перемены передач. Сейчас их уже 20, то есть достаточно полный, как тут считают, типоразмерный ряд КП. Всему семейству КП присвоено название «КОМ-НАМИ».

 

Эти коробки созданы для широкого модельного ряда грузовых автомобилей и автобусов – от лёгких коммерческих до магистральных автопоездов и международных автобусов. Предполагается, что изделия, о которых речь, предназначены в первую очередь для поставки производителям автотехники в России, а также в странах СНГ. Оригинальные конструктивные решения, заложенные в коробки семейства «КОМ-НАМИ», позволили добиться лучших массогабаритных характеристик в сочетании с высоким ресурсом (800-1000 тыс км), что выгодно отличает их даже в сравнении с коробками ZF и Eaton.

 

Применение коробок семейства «КОМ-НАМИ» обеспечивает транспортным средствам меньший расход топлива, более длительный срок службы двигателя и сцепления, повышение экономической эффективности перевозок. Не менее существенно и то, что при этом заметно снижается утомляемость водителя – благодаря усилителю механического управления и автоматическому управлению сцеплением отпадает необходимость пользоваться педалью сцепления (кроме момента начала движения), а усилие на рукоятке переключения не превышает трёх килограммов, что, по сути, превращает её в джойстик.

 

По результатам исследований рынка наряду с конструкторской разработана и технологическая документация, имеется и бизнес-план проекта, начата подготовка производства. До конца 2007 года планируется её завершение по двум моделям, остальные будут осваиваться по мере поступления заказов. Проектная мощность первой очереди предприятия по выпуску коробок передач семейства «КОМ-НАМИ» – 25 тысяч единиц в год. Объём необходимых инвестиций – два миллиарда рублей.

 

Предпосылки для нового подъёма

 

Наработки конструкторов и технологов ООО «КОМ-Проект» впечатляют. Опытные образцы перспективной продукции уже «засветились» в России. Что дальше? По плечу ли некрупной предпринимательской структуре поставить эти изделия на поток?

 

Под производство среднетоннажника и коробок перемены передач идёт сейчас поиск стратегических партнёров, которые (что очень желательно) были бы готовы вложить в дело не только инвестиции, но и научно-исследовательский потенциал, интеллектуальную собственность.

 

– Возможностей найти инвесторов довольно много и в России, и за рубежом, – уверенно констатирует Роман Васильевич Маньковский. – Тут самое главное – убедительно представить проект и бизнес-план. Во-вторых, мы являемся свидетелями активности Правительства Республики Татарстан в поддержке машиностроения. Мы рассчитываем, что найдём «своих» инвесторов.

 

Надежды эти отнюдь не беспочвенны: уже нашлись заинтересованные бизнесмены в Нижнем Новгороде и за границей, для них сейчас формируются пакеты соответствующих документов. В них отражены преимущества завода «КОМ» перед многими машиностроительными заводами России. Каковы они вкратце? Одно из них – и об этом уже говорилось – неуклонное наращивание выпуска продукции. Положительная динамика тут налицо: скажем, по сравнению с 2001 годом, продажи коробок отбора мощности увеличились более чем в пять раз, а за семь месяцев 2007 года против соответствующего периода предыдущего объём производства удвоился. Внушает доверие инвесторам и тот знаменательный факт, что постоянными потребителями изделий ООО «КОМ» выступают ведущие российские заводы – изготовители специальных шасси и надстроек. В пользу Маньковского и Ко говорит и то обстоятельство, что с Набережными Челнами рядом находится свободная экономическая зона «Алабуга», где предусмотрено размещать сборку автомобилей и производство автокомпонентов. (Во всяком случае, КОМы для китайских «Фотонов» и японских «Исудзу» корпорации «Северсталь-авто» уже предложены).

 

С кадрами и соцпакетом тоже всё в порядке

 

Потенциальные партнёры, приехав сюда, будут, можно не сомневаться, удовлетворены укомплектованностью предприятия персоналом, его профессионализмом – вообще подходами в преодолении общероссийского в целом дефицита квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

 

– Мы считаем, что начинать готовить подрастающее поколение к заводскому труду необходимо ещё со школьной скамьи, – убеждённо говорит Роман Васильевич. – Вот почему мы взяли шефство над детской организацией «Следопыт» и приглашаем старшеклассников на лето поработать учениками.

 

О том, что сказанное – сущая правда, журналисты убедились на заводе КОМ, где сосредоточены механообработка деталей и сборка изделий. На одном из участков познакомились с учеником газоэлектросварщика Данисом Фахрутдиновом. «Я работаю здесь уже три месяца под руководством наставника, – сообщает он. – Мне нравится то, что я делаю, да и коллектив у нас хороший, дружный. Очень хочу остаться здесь и стать «сварным» высокой квалификации».

 

Сегодня группа компаний «КОМ» не испытывает по большому счёту голода на кадры. Поступить в любое из предприятий, объединённых названием «КОМ», считается престижным, и у менеджеров по персоналу практически всегда есть выбор. Текучести кадров – по крайней мере, такой, какая отмечается в Челнах повсеместно, – здесь нет и, наверное, быть не может. И вот почему…

 

В коллективе всемерно поддерживается корпоративный дух. Проводятся праздники, субботники, выезды на природу, различные конкурсы (в том числе на лучший рисунок среди детей работников предприятия), спортивные соревнования и …даже проводы сотрудников в армию…

 

А в июле 2007 года здесь стало действовать распространяемое на всех работников положение о материальной помощи. Единовременной – при рождении в семье ребёнка (5 000 рублей), при значительном ущербе личному имуществу работника и при значительной утрате здоровья несовершеннолетним ребёнком (размер определяется комиссионно), при потере близкого родственника (3 000 рублей), родителю, который воспитывает ребёнка-инвалида (раз в год от 5 000 до 20 000 рублей в зависимости от группы). И наконец, предусмотрены ежемесячные выплаты-пособия многодетным работникам: за каждого четвёртого несовершеннолетнего ребёнка – 500 рублей, пятого – 1000, шестого – 1500 рублей. Кстати, первым в списке получивших и единовременную выплату после рождения шестого ребёнка и соответствующую ежемесячную стал глава семьи Валерий Евгеньевич Майдибор. Поздравляем!

 

* * *

 

…При выходе с территории предприятия журналистов попросили обратить внимание на три здания, приобретённые в конце прошлого года. В одном из них – реконструированном и сейчас сине-белом – создаётся участок полимерной формовки. Два других подлежат реконструкции – там планируется разместить технический центр и гостиницу.

 

Верно подмечено: в Группе компаний «КОМ» даже воздух пропитан смелыми идеями, а люди готовы поддержать и довести до ума самый, казалось бы невероятный, замысел.

 

 

Автор: Валерий АРАКЧЕЕВ

 

Читать статью на сайте ТПП г. Набережные Челны и региона "Закамье"

 

 

28 сентября 2007 13:21

← К списку статей