ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Компания «КОМ» - это динамика в развитии
Компания «КОМ» - это динамика в развитии

За 15 лет деятельности возглавляемая Василием Маньковским фирма «КОМ» стала лидером в своем сегменте российского рынка. Ее продукция узнаваема, ей отдают предпочтение почти все заводы страны - производители спецнадстроек на базе шасси отечественных грузовиков.


 

История бизнеса, о котором пойдет речь, началась осенью 1990 года. Тогда в Набережных Челнах было зарегистрировано малое предприятие с амбициозной по тем временам специализацией. Связанной, если быть точным, с разработкой и изготовлением коробок отбора мощности (отсюда аббревиатура «КОМ» в названии) для привода спецустановок. В роли основателя фирмы выступил бывший сотрудник Управления внешних связей (УВС) КАМАЗа Василий Владимирович Маньковский.

 

Впереди — крутой поворот

 

По национальности он украинец. Место рождения — северная часть Одесской области. Как и тысячи других, в Набережные Челны его позвала ударная стройка века. Устроившись здесь водителем, стал крутить баранку. Присматривался к начальникам в автохозяйстве, пока не пришел к выводу: надо получить высшее образование.

 

От раздумий — к делу. Маньковский поступает на вечернее отделение Камского политехнического института. Впереди шесть тяжелейших лет при совмещении ролей кормильца семьи, студента-вечерника и отца троих детей. Поэтому, наверное, можно понять Василия Владимировича, когда он с гордостью сообщает, что у него по результатам экзаменов в вузе всего лишь три оценки «удовлетворительно».

 

В 1984 году его, без пяти минут выпускника КамПИ, принимают инженером в отдел техобслуживания автомобилей за рубежом УВС КАМАЗа. Затем, в 1986-м, он, уже будучи дипломированным специалистом, уезжает в загранкомандировку на три года к братушкам-болгарам. Вернувшись оттуда, становится в том же УВС инженером по спецкомплектациям. И - как тут не вспомнить про указующий перст судьбы — по долгу службы накапливает информацию по такому компоненту, как коробки отбора мощности. В то время, напомним, их технический уровень и качество изготовления в СНГ оставляли желать лучшего. Но особенно досаждала неповоротливость тех, кто проектировал и делал эти узлы. Остро чувствовалась при этом необходимость в предприятии с мобильной конструкторско-технологической службой и гибким производством, в предприятии, способном оперативно реагировать на пожелания заказчиков, и выпускать, по сути, уникальную штучную продукцию.

 

Было отчего заболеть голове у Маньковского. Нутром он ощущал перспективность этого направления деятельности. И ему все чаще приходила в голову мысль стать предпринимателем, создать свою фирму. Но ведь недаром говорят: и хочется и колется. Свободное плавание — это путь в неизвестность. Гарантии, что проект будет успешным, нет никакой. А здесь, в УВС, престижная работа, возможность ездить за рубеж... И что же? Василий Владимирович не был бы самим собой, если бы не верил в свою звезду. Настал день, когда, что называется, жребий был брошен, а Рубикон перейден. Он подал заявление об уходе по собственному желанию. Узнав об этом, его коллеги по отделу, искренне считавшие, что от добра добра не ищут, были единодушны: «Нет, Маньковский все-таки не совсем нормальный…»

 

С «нуля» в условиях кризиса

 

Тогда, в 1990-м, казалось, что ничего хорошего этот проект не ждет. Ведь на неподкрепленных ресурсами идее и энтузиазме далеко не уедешь…

 

— Предприятие создавалось буквально на пустом месте, — делится воспоминаниями Василий Владимирович. — У нас не было ни производственных площадей, ни оборудования, ни денег. Оснастку для выпуска первых коробок нам сделал Полосин Николай Васильевич практически «за спасибо». Остальные расходы покрывались за счет авансов покупателей, которых все-таки удалось найти. Сначала основные технологические операции по проекту пришлось выполнять на стороне по договорам с подрядчиками. Мы тогда называли это «оболочечным» бизнесом — термин «аутсорсинг» вошел в обиход позднее. Работать в таком  режиме было невероятно тяжело и накладно И как только появлялась возможность, мы арендовали помещения и приобретали станки. Первым заметным шагом вперед стала организация модельного производства в 1998 году.

 

Возьмите, друзья газеты, в учет конъюнктуру той поры! В России «черный вторник», дефолт, коллапс в экономике. А у Маньковского и его единомышленников — не смотря ни на что и вопреки всему — подъем в бизнесе на более высокую «отметку». Сделана ставка на собственное производство моделей для получения отливок максимально достойного уровня. В какой-то мере к этому подтолкнуло состоявшееся тогда решение руководства ОАО «КАМАЗ» о консервации корпуса ремонтного литья. Получившие там расчет станками – так гасилась задолженность по зарплате — высококвалифицированные рабочие перешли со своим, так сказать, оборудованием под крыло предприятия «КОМ». Это позволило гораздо более оперативно и качественно реагировать на запросы потребителей, существенно сократить сроки исполнения заказов. Ведь отныне Маньковский и К°. стали приезжать к литейщикам с готовой оснасткой. Благодаря чему, как здесь считают, не было такого случая, чтобы по вине челнинцев у их партнеров происходили задержки с освоением спецнадстроек. Так вот исподволь складывалась и укреплялась деловая репутация фирмы «КОМ».

 

Step by step

 

В переводе на русский — «шаг за шагом». Следующим стало приобретение металлорежущих станков. Постепенно создавались рабочие места, росло количество выпускаемых коробок отбора мощности, расширялась их гамма. Но вот незадача: из-за тесноты в арендуемых помещениях развитие бизнеса оказалось под вопросом. Предприятию, как воздух для всего живого на Земле, требовались более просторные «по квадратуре», а самое главное, свои родные по форме собственности производственные площади.

 

— Решили посмотреть: где, что и почем, — развивает тему Василий Владимирович. — В прилегающей к Новому городу зоне сооружения предлагались по цене 2-З тысячи рублей за один квадратный метр — причем с оплатой здесь и сейчас в полном объеме. И тут наше внимание привлекло объявление о продаже базы автохозяйства в старых Челнах на Элеваторной горе. Да, это — не лучшее место, на отшибе и в тупике, куда еще не дошли некоторые блага цивилизации. Но зато цена здесь была в несколько раз ниже, да еще и с рассрочкой платежа на три года. Словом, выкупили мы эту базу. Не буду говорить, каких усилий и средств нам стоило, чтобы привести территорию, здания и сооружения в порядок. Там, где находилась котельная, теперь разместилось модельное производство. Корпус, где проводились ранее техосмотры автопарка, мы приспособили под механообработку — причем с соблюдением всех требований и норм сегодняшнего дня.

 

К сказанному Маньковским добавим: рядом с воротами предприятия кипит новостройка. Возводится административное здание площадью в одну тысячу квадратных метров. Здесь будут сосредоточены основные службы фирмы, все нити управления ею, плюс еще техническая библиотека. Строится объект более предпочтительным, чем другие, хозяйственным способом и обойдется предприятию, примерно в пять миллионов рублей. Прозрачный намек всяк сюда входящему: ООО «КОМ» здесь всерьез и надолго!

 

Оснастка для бизнеса

 

Взяшись за изготовление мелкосерийных, а нередко и просто штучных изделий, на предприятии хорошо сознавали: успех дела во многом зависит от специалистов-модельщиков. Потому, видимо, приезжающих сюда покупателей или партнеров ведут сначала в корпус, где витает аромат древесных стружек. Здесь сосредоточенно и без суеты трудятся мастера своего дела. У большинства из них за плечами отличная камазовская школа. Как, например, у Николая Васильевича Полосина, про кото­рого говорят: лучшего модельщика по корпусным деталям не бывает». Кстати, имя его вошло в анналы предприятия: «мастером — золотые руки» была изготовлена первая модельная оснастка собственного производства, и на ней в январе 1991 года получена первая партия отливок.

 

— Я работаю по специальности с 1961 года, — отвечает он на просьбу рассказать о себе. — Из них 24 отданы КАМАЗу. Делал модели на литейном заводе и в научно-техническом центре. Участвовал в создании опытных образцов двигателя «ЕВРО-1» — там многое, если не все, приходилось выполнять впервые. Здесь, на фирме «КОМ», я с 1998 года Работа тоже зачастую экспериментальная, а оттого интересная. Мне нравится, что возникающие у меня вопросы к технологам и конструкторам решаются оперативно, на согласование изменений в чертежах тратится минимум времени. Да и сами инженеры обращаются к нам за советом — это в порядке вещей...

 

Изготовление моделей на предприятии осуществляется двумя способами: вручную и с использованием специального оборудования. И словно по принципу контраста, перед нами предстают два фрезерных агрегата. Один старый, из вчерашнего дня, но вполне работоспособный. На нем можно получить очень сложное по конфигурации изделие, но, увы, при низкой скорости обработки. Прямая противоположность ветерану - современный фрезерный станок с ЧПУ. По техническим характеристикам он на голову выше своего старшего собрата. Обслуживает продвинутую технику, задавая ей работу, инженер-модельщик Николай Артемьев.

 

— Во-первых, — уточняет Николай Александрович, — у этой машины высокая производительность — вдвое выше, чем, скажем, у мастера-модельщика. Во-вторых, здесь гарантируется соблюдение всех припусков и размеров, благодаря чему оптимизируются затраты на последующие технологические операции с отливками. В-третьих, модели при этом получаются более износостойкие — с каждой из них увеличивается выход литья.

 

Из помещения, где по заданной программе на станке идет обработка заготовки, мы переходим в соседнюю комнату, где расположен мозговой штаб. Артемьев, сев за компьютер, выводит на дисплее сначала объемную модель, потом — ее основные элементы. Вообще же за ним — подготовка алгоритмов, управляющих фрезой.

 

Эту высокую технологию, как выяснилось, ожидает в ООО «КОМ» дальнейшее развитие. Также по лизинговой схеме будет приобретена еще одна машина — только мощнее и производительнее. Должны возрасти и объемы автоматизированного конструирования. Им занимаются здесь молодые специалисты, выпускники — ну, вы уже догадались! — Камского политехнического института. И за живым, так сказать, примером ходить далеко не надо. Тут же, в модельном производстве, нас знакомят с одним из них.

 

— Александр Сергеевич Фадеев, — солидно представляется он и без лишних слов продолжает. — Как я оказался в ООО «КОМ»? Будучи студентами — мы — я и мой напарник — были здесь на практике, делали дипломную работу. Причем на компьютере, что в то время считалось редкостью. Так я попал в поле зрения руководства предприятия, и вопрос с моим трудоустройством был решен. Сейчас с использованием программы AutoCad мы создаем чертежи и передаем их Артемьеву. В данном случае я выступаю как конструктор изделия, а он — разработчик модельной оснастки. Это позволяет нам быстрее и качественнее выполнять работу.

 

Плюс обрабатывающие центры

 

Напомним: первый (токарный) станок был приобретен и запущен Маньковским на девятом году жизни фирмы. Впоследствии, после переезда на Элеваторную гору, за счет реинвестирования в свою металлообработку здесь стала осуществляться преобладающая часть производственного цикла. Конечно, на этом этапе о каком-то супероборудовании речь не шла. Единственное исключение — два импортных обрабатывающих центра — они были поставлены в 1991 году на Белоярскую атомную станцию, но оказались ненужными. Исходя из финансовых возможностей, ООО «КОМ» обзаводилось отечественным оборудованием — «бывшим в употреблении», но поддающимся модернизации. И это в тот момент, заметьте, когда российское станкостроение практически почило в бозе...

 

— Конечно, покупая все это с определенной степенью износа, — подчеркивает Василий Владимирович Маньковский, — мы обрекли себя на немалые риски. Взять, к примеру, горизонтально-расточной и зубообрабатывающие станки. В свое время их произвели в Санкт-Петербурге и Егорьевске — на заводах, которые приказали долго жить. Но, к счастью, люди, которые на них работали, остались и организовали малые предприятия, которые занимаются ремонтом, модернизацией этих станков. Мы связались с ними и теперь сотрудничаем. Они нас обеспечивают запасными частями, берут в ремонт и совершенствуют станки, устанавливают на них ЧПУ. При особой необходимости, зная технологический потенциал КАМАЗа, станкостроительного завода ПО «ЕлАЗ», обращаемся к ним за помощью. Ну и, наконец, наша группа ремонтообслуживания укомплектована высококвалифицированными специалистами - они хорошо умеют доводить оборудование до ума.

 

Будут литейка, термичка, кузница

 

Линия на графике, показывающем динамику увеличения объемов выпускаемой ООО «КОМ» продукции по годам, неуклонно ползет вверх. Рост этот сопровождался ранее большими проблемами, есть они и сейчас. Причем самая актуальная, пожалуй, с обеспечением производства литьем. Нет, она не из категории тех, которые уже перекрывают кислород: слава Богу, партнеры предприятия по этой части работают достаточно оперативно и, в общем-то, довольно качественно. Однако в ООО «КОМ» сочли все же целесообразным оснастить и запустить свой литейный участок. Почему?

 

Во-первых, говорят, потому что у партнеров ограниченные возможности для выполнения сторонних заказов. Во-вторых, партнеры не всегда выдерживают договорные обязательства по срокам изготовления изделий, что сильно осложняет отношения ООО «КОМ» с потребителями.

 

И все же, наверное, самый весомый плюс, ожидаемый от реализации этого проекта - экономический. У себя, по расчетам специалистов, затраты на один килограмм литья будут меньше на 12-15 рублей. Присовокупьте сюда управляемость процессами (выигрыш по срокам и качеству) и вы поймете, как это важно для дела.

 

Мало того, в 2006 году планируется ввести в строй участок для термообработки деталей, а в филиале (г. Богородск Нижегородской области) — кузнечное производство. Сие означает, что возможности ООО «КОМ» в ближайшем будущем еще более возрастут.

 

Запросы покупателей — закон

 

Не будет преувеличением сказать, что гамма выпускаемых предприятием коробок отбора мощности (сейчас более 120 модификаций) сформировалась и базируется на запросах потребителей. В отличие от монополистов, производящих компоненты аналогичного назначения крупными сериями по нескольку тысяч в год (например, для комплектации автосамосвалов), ООО «КОМ» оперирует в ином сегменте рынка. Этим конкурентным преимуществом челнинцев охотно пользуются российские заводы при внедрении новых спецнадстроек. Схема взаимодействия в этих случаях отработана до мелочей. Заключили с клиентом договор, сконструировали и выдали ему опытно­промышленный образец. И если у заказчика возникают вопросы, то (редко, но такое бывает) к нему выезжают представители ООО «КОМ», чтобы по возможности на месте устранить замечания. И еще. Конструктивно новую коробку сопровождает опытный сборщик с задачей помочь персоналу заказчика вникнуть в какие-то тонкости монтажа, техобслуживания и регулировок.

 

Не прерывается связь между сторонами и в дальнейшем. Уже, если необходимо, с целью усовершенствования конструкции изделия. Здесь памятна многим история, связанная со строителями крановых установок из Иваново. Не по вине челнинцев, но получилось так, что потребляемая гидронасосом на агрегате мощность оказалась выше, чем та, на которую была рассчитана КОМ. И, как следствие, начали лететь зубья одной из шестерен в коробке. Реакцию с берегов Камы можно было назвать незамедлительной. Укрупнив зубья за счет некоторого уменьшения их количества, в Челнах добились желаемого: сейчас проблем с Иваново нет!

 

— К ресурсу наших компонентов (а он, кстати, такой же, как и у шасси, на которых монтируются установки), заказчики вот уже долгое время претензий не имеют, — утверждает главный конструктор по коробкам отбора мощности Юрий Иванович Тумреев.

 

— Бренд у продукции ООО «КОМ» устоявшийся, солидный и чистый. И это не голословная декларация. Те, кто раньше сами делали коробки отбора мощности для производимой ими же спецтехники, постепенно приходят к нам. Приведу только два примера. Известный завод коммунального машиностроения, что в Арзамасе, продает сейчас спецнадстройки на экспорт исключительно с челнинскими компонентами. А вот ситуация с москвичами из научно-технической и коммерческой фирмы «Агроживмаштехнология». Они прислали нам конструкцию коробки собственного изготовления с просьбой спроектировать и сделать для них более совершенную новую. Из-за того, что тут потребовалась оригинальная отливка, на изготовление опытных образцов ушло три с половиной месяца. Судя по тому, что они заказали нам еще одну партию коробок, сотрудничество обещает быть плодотворным.

 

Повышение технических характеристик изделий невозможно без точного соблюдения технологий на всех переделах. Понимая это, в ООО «КОМ» развернули планомерную подготовку к аттестации в будущем году системы управления качеством на соответствие международным стандартам серии ISО-9000. Время нынче такое, напоминают на предприятии, что сам факт аттестации служит одним из доказательств конкурентоспособности продукции. И особенно остро этот вопрос может встать завтра или послезавтра — ведь переговорный процесс по поводу присоединения России к ВТО вступил в завершающую фазу.

 

И предложение рождает спрос

 

Что привлекает производителей спецтехники в работе ООО «КОМ»? Прежде всего, то, что оно адаптирует свои коробки отбора мощности ко всем грузовым автомобилям, которые выпускаются в России, Беларуси и Украине. Причем чего это Маньковскому и К°. стоило, знают только они сами. Взять, к примеру, ту же историю с Горьковским автозаводом. Неизвестно по каким причинам, но он отказал челнинцам в просьбе предоставить им конструкторскую документацию с присоединительными размерами. Однако это не остановило предприимчивых людей. Они взяли и в одностороннем порядке, поскольку применительно к КОМам это не возбраняется законом, решили подогнать их по месту к шасси автомобилей ГАЗ-З307 и ГАЗ-ЭЗОЗ. И что же? Инициатива оправдала себя; предложение вскоре породило спрос. Сейчас заводы комплектации устанавливают на «газонах» эти коробки отбора мощности, причем под двойную ответственность — свою и челнинцев.

 

Помогает делу и практикуемая в ООО «КОМ» диверсификация производства. Наряду с основным видом продукции здесь выпускаются ходоуменьшители, другие специальные редукторы. И все же, видимо, наиболее привлекательным для заказчиков моментом является ценовая политика ООО «КОМ».

 

— Мы предлагаем потребителям цены, которые фиксируются, как правило, на год, - объясняет Василий Владимирович Маньковский. — И всеми силами, насколько это возможно, стараемся их держать. Во многом благодаря тому, что нам за последнее время удалось ощутимо снизить издержки производства, в основном за счет роста объемов производства. Для сведения: за период с 2002-го по 2004 год цены на нашу продукцию повысились ненамного, в то время как у некоторых наших партнеров — почти наполовину.

 

Реформы во имя оптимизации

 

Начавшийся в 2000 году многократный рост численности работающих и объемов выпускаемой продукции потребовал изменений в менеджменте предприятия.

 

— После размышлений у нас созрело решение поделить деятельность фирмы на отдельные направления, — вводит в суть дела председатель совета директоров ООО «КОМ» В.В. Маньковский. — Под каждое из них было организовано соответствующее предприятие. Они покупают друг у друга услуги, ведут бухгалтерию, добиваясь результатов за счет оптимизации расходов. Кроме того, этим структурам предоставлена возможность зарабатывать на стороне, чем они, кстати, и воспользовались. Координацией их взаимодействия в рамках предприятия занимается управляющая компания «КОМ-Проект». В ее задачу входит не только оперативное руководство выполнением существующих программ, но и разработка новых, перспективных.

 

Результаты реформирования, как явствует из изложенных выше аргументов, очевидны. По показателям в сфере производства и продвижения продукции есть все основания считать ООО «КОМ» лидером на отечественном рынке коробок отбора мощности. Заметно повысился рейтинг предприятия как платежеспособного партнера в финансово-кредитной сфере. И если раньше заимствования давались фирме с трудом, то сегодня несколько банков сами предлагают ей свои услуги под приемлемые проценты.

 

Примечательно, что, в отличие от менеджеров на некоторых предприятиях, пытающихся под разными предлогами ущемить интересы персонала, в ООО «КОМ» делают все от него зависящее, чтобы поддерживать в коллективе атмосферу, при которой каждый получал бы удовлетворение от работы, дорожил бы делом, которому служит. Приветствуется здесь и стремление сотрудников повысить квалификацию, получить среднее специальное или высшее образование. Среднемесячная зарплата на фирме — 8 тысяч рублей, постоянно улучшаются условия труда и производственного быта. Забота эта вышла даже за пределы предприятия: силами ООО «КОМ» отремонтирован участок дороги на Элеваторной горе. У работников есть возможность общаться не только в цехах, но и при выезде на природу, во время занятий на спортплощадках. Словом, ООО «КОМ» вошло в обойму предприятий, которым нет нужды давать объявления о вакансиях. Желающих устроиться сюда на самом деле немало.

 

В будущее на автомобиле?

 

За 15 лет предпринимательской деятельности основатель и директор предприятия, да и само оно в целом, удостоились многих отечественных и международных наград. Василий Владимирович Маньковский — лауреат весьма почетной национальной Премии имени Петра Великого, обладатель диплома лучшего менеджера России. Что же касается ООО «КОМ», то перечисление его регалий заняло бы полстраницы газеты. Наиболее значимые из них — дипломы и медали победителей конкурсов, учреждаемых для 1000 лучших предприятий и организаций России и для 100 лучших машиностроительных заводов страны. Как одна из самых эффективных и привлекательных фирм ООО «КОМ» заслужило Гран-при Всероссийского инвестиционного форума «Золотой запас отечества» и Золотую медаль французской Ассоциации содействия промышленности.

 

Однако почивать на лаврах не в стиле команды Маньковского. ООО «КОМ» совместно со специалистами НАМИ ведет разработку коробок перемены передач, где будут применены новые технические решения. Ну и, наконец, под руководством главного конструктора по автомобилям Юрия Анатольевича Гречаного на предприятии родилась опытно-экспериментальная модель грузового среднетоннажника. Пройдет немного времени, и ООО «КОМ» предъявит рынку компактную развозную машину и шасси для спецтехники. Развитие и еще раз развитие — вот главная идея менеджеров предприятия, без которой они не мыслят себя и не представляют будущее ООО «КОМ». Впереди новые вершины и дело чести их покорить.

 

Авторы: Валерий КОЛЬЦОВ, Диана КОЛЬЦОВА.

 

 

31 октября 2005 15:30

← К списку статей