ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / ООО «КОМ». Репутация приносит доход
ООО «КОМ». Репутация приносит доход

Продукция 000 «КОМ» - коробки отбора мощности (КОМ) для спецавтомобилей широко известна в России и за рубежом и занимает около 10% соответствующего рынка, а по сложным, дорогостоящим КОМ - около 80%...


О ТОМ, КАК РАЗВИВАЛОСЬ СОЗДАННОЕ В 90-Е ГОДЫ ПРЕДПРИЯТИЕ, РАССКАЗЫВАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «КОМ» ВАСИЛИЙ МАНЬКОВСКИЙ.

 

- Василий Владимирович, как родилась идея создания ООО «КОМ»? И как молодому предприятию удалось удержаться на волнах рыночной стихии?

 

- В 80-е годы я работал инженером в Управлении внешних связей КамАЗа и три года - представителем КамАЗа в Болгарии. Вернувшись в 1989-м, обратил внимание на нехватку на рынке автомобильной техники комплектующих для спецавтомобилей, в частности коробок отбора мощности, предложил создать на КамАЗе предприятие по производству коробок отбора мощности (КОМ) - узлов, позволяющих отбирать мощность от силового агрегата автомобиля и передавать на установленную на его шасси спецнадстройку: коммунальную, строительную, дорожно-ремонтную и т. д. Была потребность в шасси КамАЗа с этими узлами, поставляемыми на экспорт. Однако предложение не получило поддержки, и на свой страх и риск мы с группой товарищей зарегистрировали малое предприятие «КОМ».

 

В рыночные условия влились естественно, без переживаний, хотя мне тогда исполнилось уже 40 лет. Своего производства у нас не было, заказы на изготовление деталей размещали на заводах, имевших требуемое для этого оборудование. Наше преимущество перед другими заказчиками было в том, что изначально мы старались решить многие проблемы своих поставщиков: приходили на заводы со своей конструкторской документацией, литейной и штамповой оснасткой, сложнорежущим инструментом - словом, с полной подготовкой производства. От поставщика требовались только его станки, специалисты и самый простой инструмент.

 

Однако несогласованные повышения цен поставщиками, срывы сроков, недостаточно высокое качество изготовленной продукции подталкивали нас к созданию собственной производственной базы, что и произошло в 2000 году. С этого времени началась новая история предприятия. Специалисты наши стали повышать квалификацию, а с ростом производственных мощностей озаботились и повышением эффективности производства. Сам я сейчас повышаю управленческую квалификацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Доктор делового администрирования».

 

- Всего вашим предприятием разработано свыше 20 моделей и 100 модификаций КОМ. Какую нишу вы занимаете на рынке, кто ваши партнеры и какова география сбыта вашей продукции?

 

- Точнее, на настоящий момент базовых моделей КОМ нами разработано 23, а число модификаций превышает 150. Наше предприятие занимает около 10% общего рынка КОМ и около 80% рынка сложных, дорогостоящих КОМ, выпускаемых штучно или малыми сериями. Сейчас в производстве находится около 70 модификаций КОМ ко всем отечественным грузовым автомобилям, в том числе к МАЗам и КраЗам. А поскольку нами наработан высокий авторитет надежного поставщика, объем заказов растет примерно на 20% в год.

 

Наши партнеры - это заводы спецтехники, их около 50, а также многочисленные потребители нашей продукции. География наших поставок - РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан - обусловлена размещением заводов-изготовителей надстроек и присутствием спецмашин, выпускаемых в СНГ во всех сферах хозяйства этих стран. На экспорт наши КОМы поставляются в составе специальных шасси и спецмашин.

 

- Каковы ваши планы по расширению ассортимента продукции? Сотрудничаете ли с научными учреждениями, создавая новые модели?

 

- Разработку КОМов предприятие осуществляет самостоятельно, согласовывает их применяемость с автомобильным заводом, после чего может поставлять согласованное изделие заводу спецтехники.

 

Сейчас совместно с ФГУП «НАМИ» мы ведем работы по изготовлению гаммы опытных образцов коробок передач к грузовым автомобилям. Надеемся к лету 2006 года завершить их изготовление и приступить к испытаниям. Конструктивно эти коробки передач отвечают современному мировому уровню, а по массогабаритным характеристикам даже превосходят.

 

С группой специалистов-энтузиастов работаем над специальным автомобильным шасси, максимально соответствующим самым взыскательным требованиям изготовителей спецнадстроек. Это шасси будет востребовано и для автомобиля общего назначения. Имеются все условия для изготовления опытных образцов шасси и автомобиля к лету этого года.

 

Однако и по коробкам передач, и по автомобильным шасси главной проблемой, удлиняющей сроки, является дефицит денежных средств. В то же время понятно, что, не показав товар лицом, мы не сможем надеяться на кредиты или инвестиции. Поэтому все доступные нам средства - знания, умение, финансы - направляем на изготовление опытных образцов. Было бы здорово найти единомышленника с существенными финансовыми возможностями, интересы которого совпали бы с нашими идеями.

 

- Увы, эта проблема типична для любого разработчика. Ведь от разработки до внедрения проходит немало времени, а высокотехнологичный бизнес, тем более, требует немалых вложений.

 

- Да, самым сложным для нас, можно сказать, камнем преткновения, является дефицит денежных средств. Все остальное вполне решаемо, несмотря на неверие некоторых политиков в российское автомобилестроение. Но, поверьте на слово, к нам в последнее время идут такие специалисты, каких мало не только в России, но и в мире. Их предложения по вышеназванным темам, будь они воплощены в жизнь, смогут конкурировать с лучшими зарубежными аналогами, и это вселяет надежду. Поэтому обидно за державу, когда пытаются навязать мнение, будто собственное автомобилестроение нам не нужно.

 

Лично я в отношении разработки, внедрения и продвижения продукции придерживаюсь позиции гуру автомобилестроения Роберта Лутца, изложенной в книге «7 законов Крайслера»: хороший продукт дорогу к потребителю сам найдет (не дословно, но по смыслу точно). В то же время хорошо знаю, что под лежачий камень вода не течет. И у дефицита денег есть еще своя оборотная сторона, положительная: такая ситуация успешно учит малыми средствами решать сложные задачи.

 

- Но у вашего предприятия сейчас уже немало престижных наград, в том числе Гран­при «Золотое руно» Всероссийского инвестиционного фонда «Золотой запас Отечества». С чем связано их получение, и что для вас значит фраза «репутация работает на нас»?

 

- Да, в 2000 году нас признали лауреатом конкурса «100 лучших машиностроительных предприятий России». Тогда рост объемов нашего производства достиг 400%. В последующие годы рост был не столь впечатляющим, но заметным (30-40 %), и нас продолжали отмечать дипломами. Связано это, как я понимаю, с профессиональным и порядочным ведением дел и, может быть, с тем, что достаточно сложное (и в производственном, и в управленческом плане) предприятие, по сути, машиностроительный завод, было создано с нуля.

 

Отмечу, что с момента образования ООО «КОМ» не проводилось ни одной масштабной рекламной кампании, и, тем не менее, о нас знают все работающие со спецмашинами: и изготовители, и эксплуатационники. За эти годы мы не обманули ничьих ожиданий, и практически все приходившие к нам получали то, что им требовалось. Когда это было необходимо, давали квалифицированные консультации. И теперь уже репутация приносит нам определенный доход, то есть работает на нас.

 

- Коснулась ли вас проблема старения производственных фондов?

 

- Скорее, эта проблема нам помогла: наша производственная база формировалась именно за счет старых производственных фондов. Мы покупали отслужившие срок, часто разукомплектованные станки и давали им вторую жизнь, причем, повторюсь, на собственные средства. Теперь нам требуется гораздо больше вкладывать, и мы вынуждены тратить много времени на поиск инвесторов, ведь получение длинного кредита в России по-прежнему затруднено. Более того, ГК «КОМ» не располагает залогом требуемого размера или авторитетным поручителем. Возможно, публикация в «ПР» поможет нам в решении этой проблемы.

 

- Да, мы не раз получали отклики на статьи о проблемах предприятий, скажем, об актуальном кадровом вопросе. Как у вас обстоят дела с притоком молодых сил?

 

- В ГК «КОМ» работают 230 человек. И кадровый вопрос у нас имеет место. Хотя сейчас нет острого кадрового дефицита, но в будущем мы можем с ним столкнуться. Средний возраст наших работников около 45 лет, а молодежь очень неохотно осваивает рабочие профессии. В современном кино часто показывают, как герои тратят деньги, а вот как их зарабатывают, показывать скучно. Думаю, поэтому у молодых россиян и формируется нигилизм к рабочим профессиям. Мы работаем в машиностроительном регионе и потому некоторое время еще продержимся на имеющемся потенциале, но завтра кадровая проблема обострится, а предприятия без помощи государства решить ее не смогут. Полагаю, подготовка (и переподготовка) кадров может претендовать на статус государственной задачи.

 

- Но бизнес все-таки должен быть социально ответственен?

 

- В основном, социально ответственным принято считать предприятие, помогающее страждущим и обездоленным, участвующее в социальных программах. Вопрос этот сложный и неоднозначный. Мы не стоим в стороне от общественной жизни. В меру возможностей помогаем городу, республике: скажем, участвуем в республиканской программе ликвидации ветхого жилья. Но главная социальная задача бизнеса, как я понимаю, в ответственном ведении дел: создании рабочих мест, своевременной выплате достойной зарплаты и уплате налогов. В этом плане мы выглядим вполне достойно.

 

 

ИЗ ДОСЬЕ

Василий Владимирович МАНЬКОВСКИЙ родился в 1950 г. в с. Крутые Одесской области. В 1973 г. по комсомольской путевке приехал строить КамАЗ. Был водителем грузовика, автобуса. В 1985 г. окончил КамПИ по специальности «конструирование и расчет автомобилей и тракторов». С 1984 г. работал в Управлении внешних связей КамАЗа, три года - представителем КамАЗа в Болгарии. В 1990 г. создал и возглавил ООО «КОМ».

 

Автор: Алла Викторова

31 марта 2006 01:27

← К списку статей