ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Несырьевая модель социального государства
Несырьевая модель социального государства

Интервью с председателем Совета директоров ООО "УК КОМ" Маньковским Василием Владимировичем


 

— Утверждается, что импорт сборочных ком­плектов автомобилей для заводов, осущест­вляющих свою деятельность в режиме пром-сборки, - это импорт высоких технологий. Как Вы считаете, это действительно высокие техно­логии?

 

— Нет, я так не считаю. Технологии, которые специалист может освоить за две-три смены, таковыми не являются. Для воплощения вы­соких технологий в жизнь требуется множе­ство научно-исследовательских организаций, большие коллективы инженеров, рабочих. При этом на подготовку, скажем, инженера-конструктора, требуется 10-12 лет, квалифи­цированного станочника - 4-5 лет. Работы, выполняемые на сборочных предприятиях, не относятся к высоким технологиям. На мой взгляд, импорт сборочного комплекта - это просто решение таможенных вопросов, сни­жение таможенных ставок, которыми облага­ются импортные товары при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

 

— Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в машиностроительной отрасли? Что, по Ва­шему мнению, нужно предпринять, чтобы эту ситуацию изменить?

 

— По моему мнению, это грустная ситуация. Все-таки предпочтение отдается импорту, вво­зу в Россию товаров, разработанных и изготов­ленных за рубежом. В России пока что, к сожа­лению, не поддерживают таких, как мы. Очень хотелось бы, чтобы положение кардинально поменялось.

 

В последнее время руководители государства стали больше говорить о поддержке отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Если эти заявления будут реализованы, то это будет большим под­спорьем в нашей работе. Но хочется верить, что нынешнее стремление к смене приорите­тов, к строительству несырьевой модели эко­номики, - это надолго, это навсегда.

 

— Как Вы считаете, почему машиностроительная отрасль не получила должного развития в новой России?

 

— Все прошедшие двадцать лет утверждалось, что Россия самостоятельно не может ниче­го путного сделать в машиностроении. В свое время были отданы приоритеты направлениям, приносившим быстрые доходы. Это сырье, импорт, торговля, строительство, а те отрасли, где требовался высокий интеллект и серьезная подготовка специалистов, где требовалось согласование деятельности большого числа других отраслей, поставщиков, - это оставля­лось на потом. Кроме того, и при капитализме, и при социализме недра дают продукты одного качества. Нефть - это нефть, газ - это газ, лес, металлы - это тоже лес и металлы. А при социалистической экономике машиностроение было ориентировано на выполнение плана. И предприятия, ориентированные на выпол­нение плана в новых экономических условиях, безусловно, не могли быть конкурентоспособными или вообще состоятельными. И вот тогда было заявлено, что деньги давать нельзя, потому что их разворуют, тогда все и пришло к тому, что мы имеем сегодня: везде сплошной импорт. А импорт - это рабочие места в стране поставщика, а не у нас. Все-таки ограниченное число работников должно работать на сбороч­ном предприятии. Предприятия полного цик­ла - это нечто другое: это развитие техническо­го интеллекта нации и большое число занятых высокоинтеллектуальным, сложным трудом. Я считаю, что человек, не занимающийся се­рьезной, ответственной работой, деградирует и духовно, и профессионально. Вот сейчас на­чались перемены, и появилась надежда, что это всерьез и надолго.

 

— Какие, на Ваш взгляд, действия правительства могли бы послужить стимулом для разви­тия отечественного машиностроения?

 

— Мы разработали наши предложения к Фору­му. Не знаю, будут ли они включены в общую резолюцию. Но, тем не менее, мы считаем, что машиностроение - отрасль очень сложная, материалоёмкая, ресурсоёмкая. Например, нам сегодня нужно дорогостоящее оборудова­ние, нам нужна подготовка кадров. С горечью приходится признавать, что профессиональ­ное образование у нас практически отсутствует. Станкостроение в такой же тяжелой ситуации, как и все машиностроение. А чтобы это испра­вить, по нашему мнению, нужно ввести опре­деленные субсидии для машиностроителей и для других предприятий, производящих про­дукцию с высокой долей добавленной стои­мости. Потому что это рабочие места, сложные работы, это специалисты высокой квалификации. Я считаю, что это - будущее России. Нам нужны кредиты, а их получить очень сложно. Поэтому гарантии по кредитам должно предоставить государство или территориальные органы власти. Кроме того, я буду говорить о субсидиях по лизингу, где тоже есть определенные сложности. Нужно оказать содействие в приобретении импортного оборудования, так как оно сейчас очень дорогое. Отменить НДС и таможенные пошлины. Нам сегодня это было бы большое подспорье. При этом мы не говорим, что будем импортировать только то оборудование, которое не производится в России, ведь то, что производится здесь, зачастую не отвечает высоким современным требованиям. Приобретая это оборудование, мы становимся  неконкурентоспособными. Поэтому должен быть найден какой-то компромисс. Кроме  того, у нас проблемы и с подготовкой кадров. Мы не можем готовить кадры, ведь сегодня мы подготовили человека, а завтра он уходит в другую организацию. Поэтому нам хотелось бы, чтобы государство субсидировало подготовку кадров для машиностроения. И мы полагаем, что для нас было бы более приемлемо не снижение налога на прибыль, а освобождение от налогообложения части прибыли,  идущей на развитие. Мне думается, что для нас это было бы приемлемым. И ЕСН... Это также сложная проблема. 34% нас напрягли здорово. Мы в некоторых случаях вынуждены снижать заработную плату, потому что чем выше заработная плата, тем больше отчислений. Для предприятий машиностроения нужно бы (я говорю не за всех, а только за себя) снизить ЕСН до 26%. Вот это для нас, пожалуй, самое важное. И еще момент, на который хотелось бы обратить внимание. У нас масса монополий, которые что хотят, то и делают. Мы не можем повысить цены на 5%, потому находимся в конкурентной среде, а наши монополии могут поднять цены и на 25, на 35%. Вот недавно на бензин цены поднялись сразу на 30-40%. Мы себе этого позволить не можем. Поэтому хотелось бы, чтобы государство каким-то образом регулировало тарифы монополий.

 

Ещё на один момент хотел бы обратить внимание. Это инфраструктура. Это дороги, вода, земля. Здесь тоже очень много бюрократических  проволочек. Нас мучают, мучают, а потом ­говорят: вы даете возможность чиновнику брать взятки. Мы не будем давать такую возможность, только не мучайте нас. Положено что-то сделать - сделайте это быстро, качественно. Должны быть установлены сроки, и за них должен отвечать не предприниматель, а государственная структура, которая за их на­рушение должна понести наказание. У меня есть друзья в Германии, они говорят, что у них так. Установлены сроки, и все должно быть сделано в срок.

 

26 мая 2011 14:15

← К списку статей