Как уже сообщал деловой еженедельник «где Деньги», среди 13 лучших бизнесменов России, ставших победителями конкурса «Предприниматель года - 2010», оказалось два представителя Татарстана. Об одном из них, Леониде Барышеве (совладельце ООО «Оптовик» и генеральном директоре ЗАО «Эссен продакшн АГ»), мы уже писали в конце прошлого года (см. № 209 от 30.11.2010 г.) Другим лауреатом стал Василий Маньковский, председатель совета директоров группы компаний «КОМ» (Набережные Челны). Экспертным советом международного конкурса его признали победителем в номинации «За целеустремленность». Журналист «где Деньги» Наталия Федорова встретилась с господином Маньковским и узнала его мнение о перспективах российской автомобильной промышленности и эффективности господдержки малого и среднего бизнеса.
— Василий Владимирович, в сентябре 2010 года вашей компании исполнилось 20 лет. Вы с нуля создавали завод. Как все начиналось?
— В 1990 году я работал на КАМАЗе инженером по спецкомплектациям автомобилей для экспорта. На экспорт часто требовалось шасси с отбором мощности. Видя перспективность развития этого направления, я предложил организовать производство коробок отбора мощности на КАМАЗе, но поддержки не нашел. И тогда на свой страх и риск с группой товарищей мы организовали такое производство в Набережных Челнах самостоятельно.
— И во что вылилась эта ваша авантюра?
— Сегодня мы полностью закрываем потребность КАМАЗа в этих изделиях. Работаем со всеми отечественными автомобильными заводами, в том числе с МАЗом и КрАЗом. География нашего бизнеса — территория бывшего СНГ: Казахстан, Украина, Белоруссия и Россия. Сегодня у нас работает 330 человек.
— В чем секрет успеха?
— Мы очень ценим наших потребителей и готовы для них сделать все, что они пожелают. У нас универсальное производство полного цикла. На сегодняшний день можем почти все в своей нише. У нас гибкие технологии, высококвалифицированные конструкторы и технологи, мы можем за короткие сроки по очень приемлемой цене сделать сложное машиностроительное изделие. Так что на каждый чих наших потребителей у нас есть наше «будь здоров». К тому же хорошая организация бизнеса обеспечивает нам низкие накладные расходы, намного ниже, чем на большом предприятии.
— Есть ли у вас конкуренты?
— Нет, серьезных конкурентов нет. У нас сложный бизнес — технически сложная продукция, большая номенклатура, высокие требования к персоналу, организационной структуре, и при всем при этом головной боли больше, чем прибыли. В свое время мне говорили: ты себе не представляешь, что такое создать и заставить работать машиностроительное предприятие. Да, это тяжело, но мы научились. На сегодня у нас получается. Были конкуренты, но все они сошли с дистанции.
— Как вы пережили экономические кризисы?
— В кризисные 1998 и 2009 год у нас были серьезные проблемы. Например, в 2009 году наши объемы снизились до 40%. Но кризисы приходят и уходят, а мы остаемся. В 2010 году нам удалось расплатиться почти по всем долгам. До этого самым лучшим для нас был 2007 год, а в 2010 году мы его превзошли при сопоставимых ценах на продукцию.
Самой большой трудностью во время кризиса является сохранение коллектива, чтобы было с кем работать после кризиса. Мне неприятно было слышать сентенции вроде «не умеете работать, закрывайтесь!».
— Как вы оцениваете эффективность господдержки малых предприятий, работающих в автомобилестроительной отрасли?
— Мы поддержки пока не ощущаем. Поддержка — это льготы и субсидии, предоставление грантов, гарантий по кредитам. Ничего похожего в нашей отрасли нет.
— А как же гранты?
— В нашей деятельности значительное место занимает НИОКР, потому что без него не выжить. Государство вроде бы имеет фонд поддержки НИОКР, но получить грант фонда очень трудно. Да и размеры гранта не позволяют решать серьезные задачи. Один мы выиграли, да и то, те, кто его предоставил, потом 25% требуют вернуть им для оплаты их услуг по управлению этим грантом. Комментарии нужны?
Еще один момент. В конце прошлого года в Татарстане были озвучены очень привлекательные условия лизинга. В республике реализовалась программа «Лизинг-грант». Это нас воодушевило — появилась возможность обновить наш станочный парк, увеличить объем выпуска продукции. По условиям программы субсидировалось 45% лизинговых платежей при максимальной сумме лизинга 30 млн руб. В случае реализации программы это могло стать серьезным подспорьем предпринимателям. Но это в случае. А такого случая не случилось. Нашу заявку даже не рассматривали.
Есть еще одна программа лизинга — по линии помощи моногородам — 80% субсидий, сумма — 15 млн руб. И здесь нашу заявку не рассматривали. Потом я слышу, что субсидии дали предприятиям, которые изготавливают печенье, упаковочную пленку. Продукция этих предприятий, безусловно, нужна, но результат от развития этих предприятий не сопоставим с результатом, который можно получить в случае поддержки развития машиностроительного предприятия.
— Какие планы на предстоящий год?
— В 2010 году мы разработали и изготовили опытные образцы ряда трансмиссионных узлов и надеемся, что в этом году сможем некоторые из них запустить в производство. Опыт, полученный в предыдущие годы, позволяет прогнозировать в 2011 году развитие. Что будет дальше? Доживем — увидим. В последние годы много говорится о развитии промышленности, о создании условий для производства продуктов с высокой долей добавленной стоимости. Но пока больше деклараций, чем конкретных действий. Хотя если постоянно говорить о каком-то явлении или процессе, то он обязательно материализуется. Мы просто обречены на развитие.
— Что сейчас пользуется большим спросом — отечественная техника или импорт?
— Вопрос не совсем корректен. Импорт лучше, но живем мы в России. В большом и богатом государстве, имеющем свои традиции, великое прошлое, прошедшем через очень серьезные испытания и имеющем право на великое будущее. И «импортный дядя» будет стараться на нас заработать, а не решить наши проблемы. Надеюсь, что никого не надо убеждать в том, что импорт к великому будущему нас не приближает.
Поэтому я не буду сравнивать отечественную и зарубежную технику, я уже говорил, они всю свою жизнь производили для продажи, а мы совсем недавно производили для плана — мы в разных весовых категориях. Сегодня тоже многое можем. Но то же автомобилестроение настолько сложная и многоплановая отрасль, что без помощи государства ее не вывести на высокий современный уровень. Государство помогло отечественным предприятиям, создав условия для организации промышленной сборки автомобилей из машинокомплектов, поставляемых из-за рубежа. Такой подход позволил насытить рынок, и это было важно для того периода. Сегодня утверждается, что это высокие технологии, с чем я не могу согласиться. Высокие технологии там, где требуется высокий интеллект, где требуется высокая квалификация специалистов, где создается и производится продукция с высокой долей добавленной стоимости. В случае с режимом промсборки большая часть добавленной стоимости остается за рубежом. К сожалению, сегодня государственным приоритетом является промсборка.
— Почему?
— Предполагаю, из-за сложности темы. Чтобы запустить новую продукцию, должна работать команда высококвалифицированных специалистов — конструкторов, технологов, станочников, слесарей и многих других специалистов. На сложный трансмиссионный узел уходит от полугода до года на получение опытного образца. Потом этот опытный образец надо испытать. После испытаний и полученных замечаний необходимо внести изменения в конструкторскую и технологическую документацию и изготовить новые образцы. Чтобы этот узел поставить на производство, уйдет в целом от 1,5 до 3 лет. А вот если завозят машинокомплект или импортные узлы, то тогда до получения готовой продукции проходит в худшем случае месяц.
— Но говорят, что с этими продуктами мы завозим и высокие технологии…
— Мне думается, что утверждающие это лукавят. Для того чтобы научить человека собирать автомобиль, нужно 2-3 смены. В худшем случае — неделю. А для того, чтобы достойно выполнять нашу работу, сначала надо учиться 5-6 лет в институте, потом столько же работать, приобретать опыт, и только потом создавать и производить сложные узлы автомобилей. Не меньше времени нужно и для подготовки высококвалифицированного специалиста — рабочего. Думаю, из этого сравнения все ясно.
Поэтому говорить о высоких технологиях, которые приходят к нам вместе с режимом промсборки, не приходится. Никто высокие технологии нам не даст, что же им самим останется?
— А в плане прибыли что выгоднее — отечественное производство или импорт?
— На машиностроительном предприятии полного цикла происходит два-три денежных оборота за год. А на предприятиях сборочного цикла – 6-8 оборотов за год, а может и больше. И там, даже если прибыль будет меньше, обороты все покроют. Поэтому импорт процветает.
Компании, строящие свой бизнес на импорте, более популярны, они имеют доступ к различного рода ресурсам. А нам, небольшим российским предприятиям, проявить себя гораздо сложнее. Даже если мы можем достучаться до какой-то инстанции, наши доводы часто считают неаргументированными. Да, мы сегодня не можем на равных конкурировать с импортом, но если ничего не делать, все в этом состоянии и останется, а если начать работать, есть шанс стать конкурентоспособными. Знания, опыт и умение приходят в процессе работы, а не во время разговоров.
— Как бы вы прокомментировали свою победу в конкурсе «Предприниматель года»? Почему именно номинация «За целеустремленность»?
— В 2000-2001 годах мы уже становились лауреатами и победителями конкурсов «1000 лучших предприятий и организаций России», «100 лучших машиностроительных предприятий России». А недавняя награда в номинации «За целеустремленность», наверное, за то, что 20 лет занимаюсь одной и той же работой, 20 лет бью в одну точку — создаю автомобильные трансмиссии.
— На ваш взгляд, какие регионы России наиболее перспективны в плане развития промышленности?
— Безусловно, Татарстан один из самых перспективных. И мне приятно, что я работаю здесь. Наше предприятие могло возникнуть только в Набережных Челнах в силу многих обстоятельств, главное из которых востребованность нашей продукции именно в привязке к автомобилю КамАЗ.
— За 20 лет существования вашей компании у вас наверняка сформировалась собственная философия развития?
— Философия простая — делай что следует, и будь что будет. На мой взгляд, главное в предпринимательстве не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах. Как раскрученный маховик, если не пополнять его энергией, остановится, так и предприниматель, если не будет искать и находить нужные его делу решения, сойдет с дистанции. В свое время я хотел доказать, прежде всего себе, что могу эту работу выполнить. Вроде бы получилось.
Полную версию интервью читайте на www.g9e.ru
Автор: Наталья Федорова