ruseng
+7 (8552) 717-332
КОМ
ГРУППА КОМ с 1990 года
Публикации / Пресса о нас / Василий Маньковский: «Хочу дружить с КАМАЗом...»
Василий Маньковский: «Хочу дружить с КАМАЗом...»

"Думается, должно выработать действенный механизм взаимодействия предприятий, автогиганта и города, - ответил он. - А мы ведь не только коробки можем предложить. Есть у нас и другие наработки для производства мелкосерийных изделий на базе «КамАЗов». Только нужны ли они нашему автогиганту? Возьмёт ли?"


5 января директор ООО «КОМ» Василий Маньковский отметил 26-ю годовщину своего приезда в Набережные Челны. Парня из села Крутое Одесской области в те годы на КАМАЗ привлекло стремление поработать на современном предприятии и еще хотелось быстрее сесть за руль новой машины, которая не просто будет современной и комфортной - возможностей у нее виделось много. Как говорится, были бы шасси и колеса, к ним и луноход можно приспособить.

 

- Вася, брось затею, - отговаривали друзья, - зачем тебе там шоферить в дурную погоду, у нас теплее, а машину сделают, ездить и так на ней будешь.

- Нет, - стоял на своем Василий, - самому по винтику ее собрать и изучить интереснее. И потом выбрать можно - какую захочется.

 

С тем и уехал в Челны, где прошоферил 11 лет, был и водителем-испытателем. Затем, уже учась на вечернем отделении КамПИ, стал инженером внешнеторговой фирмы, успел поработать представителем КАМАЗа в Болгарии, побывал в Анголе, Польше, Германии. Сравнивал отношение к работе специалистов в этих странах и нашей. И все больше ощущал дискомфорт от того, что малоэффективны у нас многие попытки конструкторов и даже руководителей вырваться из однажды заданных технологий, утвержденных сверху планов. Успел оценить таланты и мастерство многих камазовцев, умело работавших даже в той системе. Но все же не мог уяснить, почему они там, за рубежом, в полной мере используют диверсификацию производства, а мы со своими способностями так и продолжаем на базе шасси 5320 в очередной раз провозглашать рождение новых модификаций большегруза, все откладывая на потом создание принципиально новых моделей, которые могли бы опередить время. Многие специалисты КАМАЗа тогда задавали вопрос: почему фирма «Dаеwоо» выпускает не только автомобили, но и холодильники, телевизоры, компьютеры? Отчего «Роллс-Ройс» производит вместе с лимузинами еще и авиационные моторы, а мы ограничиваемся модификациями одной модели при таком современном оборудовании, и даже Горьковский автозавод - образец многопрофильности в стране - нам не пример?..

 

Потом начался период зарождения в стране кооперативного движения. Вернувшись из Болгарии, Маньковский пошел по руководящим кабинетам КАМАЗа с предложением организовать на заводах производство коробок отбора мощности, что позволило бы значительно расширить применяемость шасси «КамАЗа», а значит, увеличить на них спрос в виде произведенных автокранов, пожарных, дорожноуборочных, поливомоечных и прочих машин со спецнастройками. Руководящие кабинеты на предложение не реагировали. И тогда Маньковский с единомышленниками решил сам создать такое производство.

 

Скажете, захотелось заработать большие деньги. Да кто же не хочет жить в достатке? Но тут большую роль сыграло другое: в кооперативное движение шли тогда люди не только за деньгами, но и ради воплощения своих невостребованных идей, изобретений, устав предлагать их заводским чиновникам, которые вроде бы и рады помочь, но зачем это им надо... Создал Маньковский с товарищами предприятие. Не будем говорить о всех сложностях этого процесса, скажем одно: оно состоялось. Но не перепутайте, уважаемые сограждане, его название с именем бывшего зама гендиректора КАМАЗа по экономике Леонида Комма. «К0М» расшифровывается проще: коробка отбора мощности.

 

Отчего же её на КАМАЗе не делали?

 

Сама коробка, как понимаете, - не его изобретение. Она родилась еще на заре автомобилестроения. И первая коробка к «КамАЗу» разработана еще в управлении главного конструктора. Это, так сказать, классической вариант. А вот вариациями применительно к различным типам надстроек шасси уже начала заниматься группа Маньковского, в которую со временем перешли конструкторы с НТЦ. Что им оставалось делать, если там их труд востребовался по три дня в неделю, а конструкторская мысль, как любое творчество, требует непрерывности процесса? Не в Америку уехали. И творчество их в «КОМе» направлено на развитие родного КАМАЗа, который почему-то так их и не востребовал, если не более того...

 

Спросите, почему все же коробки не освоили на самом КАМАЗе? Так ведь штучная продукция на автогиганте в свое время не пользовалась популярностью, как не воспринимались на нем многие годы и предложения по расширению спектра продукции. Тогда было не нужно, потом стало не выгодно.

 

И что же дальше? Василия Владимировича сообщение о рождающейся дружбе КАМАЗа и города с Газпромом и Транснефтью обрадовало. Ведь именно в этих концернах больше всего используются спецмашины, И сегодня, когда КрАЗ оказался за границей, на УралАЗе назначен внешний управляющий, а у нас появилась модель43118, которой по силам заменить «КрАЗы» и «Уралы» в качестве шасси под спецмашины, грех не воспользоваться такой ситуацией. У камазовцев да, наверное, и у других предприятий, связанных с КАМАЗом, тоже появились перспективы развития в этом направлении. Воспользоваться бы только этой перспективой, не упустить ее.

 

За прошедшие годы на «КОМе», к примеру, разработано уже восемь моделей коробок и более пятидесяти их модификаций. Уже ЗИЛ заинтересовался его продукцией и возможностями, откликнулись на предложение челнинцев о со­трудничестве МАЗ и КрАЗ. Для них тоже разработана гамма коробок, и идут переговоры о их применении. Есть тут над чем задуматься руководителям автогиганта, есть к чему приложить руки.

 

- Понятно, что производство небольших партий изделий лучше освоить на малом предприятии с небольшими производственными площадями. Меньше затрат на электроэнергию, на тепло, меньше налогов на имущество. Но все равно нужны средства на приобретение комплектующих, на зарплату. На все ведь нужен начальный капитал. Где его взять, - спросил я у Маньковского во время нашей встречи, - и где вы его взяли?

 

- В свое время мы первые деньги заработали на производстве тормозных дисков для «Жигулей». Это было в 92-93     годах, когда на ВАЗе сгорел цех чугунного литья, и эти диски оказались в дефиците, - рассказал Василий Владимирович.

 

- Потом мы предложили первые тридцать своих коробок совместной англо-советской фирме «Астейс», специализирующейся на создании спецавтомобилей на базе шасси «КамАЗа». Фирма выплатила аванс, мы использовали его для приобретения комплектующих, причем заказывали их тогда на предприятиях КАМАЗа. Заработали и часть средств направили на приобретение оборудования, оснастки, на разработку новой документации, на зарплату. А потом нас нашли новые заказчики: из Перми с мотовилихинских заводов, из челнинского РИАТа, с ряда других предприятий России. Они оценили наши образцы и предложения. Но вот почему-то не всегда мы находим понимание у себя дома - у многих камазовских руководителей. Почему?

 

В разговоре нашем выяснилось, что не все руководители КАМАЗа были против. Конструкторы в большей степени были «за» и готовы поддержать Маньковского. Кому же не хочется видеть во плоти свои идеи?

 

- Абсурд заключается в том, - продолжил мой собеседник, - что одни предприятия сегодня создают свои площади и приобретают оборудование, а другие в это же время консервируют то же самое. Одни «играют» деньгами и вкладывают их куда угодно, но только не в производство, а другие хотят производить, но не имеют возможности и денег. И где же теперь искать во всем рациональное зерно, что делать? А ведь, казалось бы, все просто: прибавит нам цену за свое литье литейный, ставший недавно самостоятельным заводом. Тогда и нам на коробку придется ее поднять. Потом «КамАЗ» же и подорожает. А скорее всего, чтобы выдержать конкуренцию, мы найдем более здравомыслящего партнера и станем заказывать у него, скажем, то же самое литье - в Казани, Ижевске или Перми. Скажите, от этого КАМАЗу будет легче, если с потерей заказов он потом потеряет и своих хороших специалистов, сокращенных или уволившихся? Мы вот сейчас большую часть комплектующих на ЕлАЗе заказываем, но не на родном КАМАЗе, поскольку он, родимый, не хочет с нами дружить. Это что, нормально?

 

- А как же с льготами для предприятий, производящих комплектующие для КАМАЗа?

 

- Не пользовались еще ими и пока не знаем, к кому с этим вопросом обращаться. Тут, думается, должны выработать действенный механизм взаимодействия предприятий, автогиганта и города, - ответил он. - А мы ведь не только коробки можем предложить. Есть у нас и другие наработки для производства мелкосерийных изделий на базе «КамАЗов». Только нужны ли они нашему автогиганту? Возьмет ли?

 

Автор: Н. АБДРАХМАНОВ.

 

 

 

22 января 1999 00:43

← К списку статей